Вальмона и Опасные связи я посмотрела практически одновременно, первый фильм снят по очень вольным мотивам, второй четко следует фабуле романа.
У Лакло нет героя, как какового, его персонажи — носители тех или иных пороков общества, одни следуют им осознанно, другие подпадают под их влияние в силу слабости характера или недостатка жизненного опыта, и те и другие так или иначе наказываются автором в конце романа, каждый получает свое. Порок наказан, добродетель торжествует.
На современный взгляд роман тяжеловесный и морализаторский, абсолютно линейный, никаких скрытых смыслов искать не приходиться. Так вот фильм Фрирза получился ровно таким же. Тяжеловесным, иллюстративным, с удушливой атмосферой, с до единого неприятными персонажами, не вызывающими ни симпатии, ни сопереживания. И к тому же, мягко говоря, неумными, — когда сорокалетний дядька твердит, как попугай, заученное «Это выше моих сил», то поневоле начинаешь сомневаться в его умственных способностях. Турвель настолько жертва, что, вместо сочувствия, вызывает раздражение. Турман никак не тянет на пятнадцатилетнюю наивную девочку. При всем моем уважении к Малковичу и Клоуз, соблазнители из них, как из коровы — английская королева, настолько они оба здесь асексуальны. Нет атмосферы опасности, интриги, сексуальности, обольщения, одни сухие умствования и пикировка двух уже очень немолодых, уставших от жизни людей. На этом об Опасных связях, пожалуй, все.
Перейдем к Форману. Личность в предлагаемых обстоятельствах полной свободы (или несвободы), что по факту получается одно и то же. Вальмон Формана — сибарит, получающий от жизни все, на что у него хватает ума претендовать. Искусство обольщения он довел до совершенства, поскольку иных талантов у молчела не оказалось. От молодого Ферта просто исходит волна сексуальности и порока, блестящий выбор актера на роль. Его Вальмон дает каждой женщине то, что нужно именно ей, его оружие не шантаж и насилие, а тонкое понимание женской души, что особенно видно в сцене танца с четырьмя женщинами. Так бы и порхал по жизни этот мужчина-мальчик от женщины к женщине, если бы не столкнулся с чем-то настоящим, чему он не может сооветствовать и не может осмыслить и начинается раздрай в душе и разлад с самим собой, попытки измениться, попытки заполнить пустоту и душевное оскудение, крах этих попыток и дуэль, больше похожая на самоубийство. И этого Вальмона искренне жаль, он оказался единственной жертвой в этой истории, а все его женщины так или иначе ему благодарны и искренне скорбят об его утрате. Сочувствие и тонкая ироничность сквозят в каждем кадре, Форман никого не обличает, каждый является и палачом и жертвой Отношения Вальмона и Мертей заслуживает отдельного долгого разговора, поэтому не буду на этом останавливаться. История этого Вальмона мне интересна, интересны все женщины, которые предопределили так или иначе его судьбу, интересен весь этот блестящий, фантасмагоричный и фееричный мир, жить которому осталось всего ничего, так как впереди маячит великая и ужасная революция и куртуазное общество доживает последние дни в прямом смысле слова.
Когда режиссер начинает переписывать оригинал, он должен быть большим мастером, равным талантом с автором первоисточника, в данном случае это произошло. Форман — большой художник, который вдохнул новую жизнь и новый смысл в затхлый сюжет, возродив его к новой жизни.