Без слез, без жизни, без любви…По странному стечению времени и обстоятельств этот фильм постигла при его выходе в прокат несчастливая судьба, поскольку практически одновременно с ним Стивен Фрирз снял свою версию «Опасных связей» — очень английскую, тяжеловесную, насквозь пропахшую затхлыми смятыми простынями и размазанными белилами, где Вальмона Джона Малковича с застывшим лицом сатира ждала столь очевидная расплата за все его циничные грехи (эдакий топорный вариант моцартовского Дон Жуана), только каменная десница судьбы явилась в виде Дансени. И это псевдодемоническая прямолинейная версия «наказанного развратника» почему-то полностью затмила собой изумительный в своей истинно французской тонкости и изысканности по части умения плести кружево любовных игр Вальмона Формана.
Недавняя постановка «Опасных связей» лондонского театра Донмар лишний раз подтвердила насколько хорош, точен и проницателен был двадцать пять лет назад Милош Форман, когда снял свой фильм, акцентируя внимание романа не на «преступлении и наказании», а на том, что «Опасные связи» все еще актуальны, и что как ни крути, в мире мужчин женщины всегда будут лидировать на поле битвы, где сходятся разум и чувство.
Безусловно, главная интрига этой истории в интеллектуально-чувственном противостоянии Вальмона и мадам де Мертей, но когда картами в игре становятся чувства других людей, то всегда крайне сложно предсказать, как брошенное украдкой слово может потом отрикошетить.
Здесь нет ни одного персонажа, который бы вышел из истории неизменным или не «подстреленным» в самую уязвимую точку своей натуры. Аннет Беннинг в роли маркизы де Мертей во всем великолепии своей красоты и изящества столь безупречно и актерски умно проводит всю партию с момента ее женского триумфа до осознания того, что когда заключаешь пари, чтобы разбить чье-то сердце, то в виде выигрыша можешь получить разбитым и свое собственное. Но в мадам нет раскаянья или тоски, она просто ждет следующую жертву! (Это, конечно, не слишком соответствует оригиналу романа, но и фильм не предполагает излишнего драматизирования).
Очаровательная в своей детской наивности Сесиль Файрузы Балк на лету ловит все премудрости женского коварства и быстро учится не только искусству манипуляции, но и возможности извлекать из ситуации выгоду лично для себя, прекрасно осознав, что каждый сам кузнец своей судьбы.
Тем не менее, мадам де Турвель Мэг Тилли, нежная фиалка с широко распахнутыми в детской наивности глазами, оказывается самым мудрым и тонким женским персонажем фильма, потому что она единственная, кто любит ради самой любви.
Прямой и искренний мальчишка Дансени Томаса Генри, видя, как легко и безответственно рушатся любые клятвы и обещания, и убивая, как ему кажется, главное Зло, превращается в малолетнего циничного негодяя, и тем самым ставит точку в своем растлении.
И, безусловно, главный виновник действа — Вальмон Колина Ферта, пожалуй, самое огромное достоинство фильма. Похождения созданного им повесы придает фильму ни с чем несравнимый шарм и харизму, и одной улыбки Вальмона — ласковой и искренней, без масляного налета опереточного развратителя в духе Малковича, — достаточно, чтобы понять, почему запущенный маркизой де Мертей механизм ни разу не даст сбоя. Ферту в фильме только 29 лет и он еще ни разу не легендарный м-р Дарси, поэтому легкость и виртуозность сыгранного им персонажа особенно поражают, когда смотришь на него с высоты прошедших лет и сыгранных им ролей.
За все два часа экранного времени фильм ни разу не теряет ни темпа, ни интриги, искрит как шампанское, и под конец оставляет восхитительное ощущение легкой грусти, словно лишаешься чего-то очень милого твоему сердцу.
10 из 10