Последний чехословацкий выстрел ФорманаВ чехословацком городке уважаемый комитет пожарных проводит бал имени самих себя. Более 500 гостей, чествование заболевшего раком своего экс-руководителя, конкурс красоты и раздача призов по итогам покупки лотерейных билетов –программа мероприятия ожидает быть большой и насыщенной. Она такой и становится, с тем только отличием, что все идет не по плану и через организационную жопу. Гости начинают незаметно тырить подарки, девушки, отобранные на конкурс красоты, предстают сферическими дурами, по соседству с пожарными горит дом, да и организаторы праздника оказываются теми еще прохиндеями.
Последняя работа Милоша Формана его чехословацкого периода, по итогам которой он вынужден был благополучно свинтить за «железный занавес» и открыть Голливуду свой настоящий потенциал. В целом, комедия абсурда «Бал пожарных», которая достаточно едко раскрывает пороки современного социалистического общества, ничем особо криминально-крамольным не отличается. Форман демонстрирует общество с крайне низкой организационной составляющей, где за фасадом норм и приличий, таится тотальный непрофессионализм, вороватость и склонность к взаимному обману. Чем-то это кино напоминает наш советский «Гараж» с той только разницей, что Рязанов не доводил действо до откровенного идиотизма, да и снял свою картину на десятилетие (даже чуть больше) позже. Но картина Формана получила неожиданный взрывной эффект, попав в конъюнктурное поле большой геополитики. Кино было снято как раз накануне Пражской весны со всеми вытекающими последствиями. В Чехословакии стали «закручивать гайки», а на Западе, напротив, примечать «раздавленных талантов». В когорту таких и попал молодой Форман, чей «Бал пожарных» вдруг обрел политический подтекст.
Впрочем, даже за рамками политических срачей, фильм у Формана вышел симпатичным, хотя и не очень структурированным в плане сюжета. В некоторых случаях кино скатывается до откровенного фарса и абсурда, что не добавляет постановке адекватности восприятия. Ряд моментов (вроде украденного топорика в финале картины) просто предсказуем. Но есть здесь и по-настоящему взрывные сцены, вроде проведения конкурса красоты. Отдельного упоминания заслуживает подбор артистов-любителей. Важно не то, что здесь ВСЕ любители (в основном, настоящие пожарные), а то, насколько колоритных и антиглянцевых фактур набрал Милош Форман. Куцые, пухлые, лысые, целлюлитные, да и просто страшненькие (включая девушек) – это точно не «социализм с человеческим лицом».
С учетом неожиданно сложившейся политической конъюнктуры, в которой кино и появилось на свет, работа Милоша Формана в культурном плане все же существенно переоценена. По крайней мере, этот фильм точно не был полноценным конкурентом масштабной работе Сергей Бондарчука «Война и мир», проходившего в конкурсной программе «Оскара» того же года. «Бал пожарных» хорош сам по себе как образчик задиристого социально-едкого абсурдистского кино.