Зажигай!Любую идею рано или поздно можно довести до абсолютного абсурда и то, что ранее вызывало исключительно теплые чувства, становится чем-то навязчивым, раздражающим и попросту утомляющим. Причем это касается даже такого светлого праздника, как Рождество. К сожалению, многие из нас забывают о том, что именно символизирует этот день и чего конкретно требуют от нас традиции. Никто не говорит, что мы должны с вечера и до самого утра проводить на коленях в церкви, но вместе с тем это не значит, что все внимание должно быть отдано на откуп безумным гонкам по магазинам в поисках распродаж, выбору самой пушистой елки за баснословные деньги и прочим меркантильным мелочам, которые имеют свойство уничтожать всю рождественскую феерию. Однако приходится констатировать факт того, что современные люди все чаще подменяют простые человеческие радости и семейные ценности чем-то совершенно чуждым, от которого точно не будет никакой радости. Прекрасно понимал столь невеселые, и тем не менее набирающие обороты бездушные соревновательные тенденции также и Джон Уайтселл, довольно популярный американский режиссер, известный по работе над множеством известных сериалов. И когда Уайтселлу подвернулась возможность поставить один из редких полнометражных фильмов за свою продолжительную карьеру, да еще и на тему рождественских коллизий, он не имел права отказаться от столь заманчивой возможности. Прорабатывая историю на пару сразу с тройкой сценаристов, Уайтселл задумал продемонстрировать публике может быть не самую революционную и находчивую, но определенно занимательную и веселую картину, в которой можно угадать мотивы из многих рождественских фильмов прошлого, к коим прикладывали руку Крис Коламбус и Джон Хьюз. Конечно, кассовые сборы ленты, озаглавленной в отечественном прокате, как «Добро пожаловать, или Соседям вход воспрещен» были не настолько велики, как того хотелось бы создателям, однако своего зрителя данная история отыскала и обрела немалую известность не в последнюю очередь благодаря пестрому дуэту Мэттью Бродерика и Дэнни Де Вито, которые постарались выстроить между собой особый тип соперничества, переходящий все рамки дозволенного.
Итак, сюжет фильма переносит нас в тихий американский городок, чьи жители готовятся встретить Рождество. Именно здесь проживает семья Стива Финча (Бродерик), откровенно скучного, предсказуемого человека, который отвергает любые сюрпризы в угоду четко установленным правилам. Каждый день Стив старается проводить таким образом, чтобы его планы не подлежали ни малейшему изменению, и раз он привык праздновать рождество по давно установленным семейным канонам, значит так тому и быть и ничто точно не изменится. Традиционные фотографии с супругой и детьми в рождественских свитерах, прогулка по соседским дворам вместе с колядками, выбор самой симпатичной елки и многие другие мелочи бесконечно забавляют Стива, тогда как его сын и дочь более не считают это чем-то интригующим, постепенно утрачивая веру в отца, способного создать настоящий праздник. И все бы Стиву можно было спокойно стерпеть, если бы в один далеко не самый прекрасный для него день по соседству вдруг не объявился чрезмерно энергичный Бадди Холл (Дэнни Де Вито). Разбитной весельчак с двойкой очаровательных дочерей и миловидной супругой моментально переворачивает жизнь городка с ног на голову, заражая всех своим энтузиазмом, который совершенно не сочетается с размеренным характером Стива Финча. Бадди может не так богат, его дом далеко не самый большой в округе, и тем не менее он задумал сделать из него средоточие городского Рождества. Для этого Бадди необходимо набрать просто ошеломительное количество праздничных огоньков, и тем самым сотворить из своей обители едва ли не самую яркую звезду на всей планете! Естественно, что Стив вовсе не питает к этой идее теплых чувств, ведь ранее он считал себя одним из лучших, пускай и предсказуемых, организаторов Рождества. Таким образом, вооружившись гордыней и стремясь доказать всем, что его на самом деле еще никто не знает по настоящему, Стив объявляет Бадди импровизированную войну, которая порой доходит до абсурда. Но так как никто в противостоянии не собирается уступать, ситуация накаляется до предела и просто пестрит всевозможными глупостями на радость улыбающейся аудитории.
Не выдумывая на самом деле ничего экстраординарного, создатели фильма тем не менее смогли окунуть нас в атмосферу праздничного безумия, за которой так комфортно наблюдать со стороны на экране. Не секрет, что многие американцы, а уж тем более те, что проживают в тихих обособленных городках или пригородах, с особым пиететом относятся к празднованию Рождества. За пар недель до наступления этой заветной поры они начинают со строгим вниманием к каждой мелочи украшать свои дома, покупают поздравительные открытки с исключительно точно подобранным рисунком, а также организовывают вечеринки, меню для которых может стоит не одну тысячу долларов. Конечно, за всей этой праздничной мишурой теряется истинный посыл Рождества, его духовное начало и мораль, тонущая под наплывом подарков, иллюминации, игрушек и нарядных елок. И такие картины, как «Добро пожаловать, или Соседям вход воспрещен» напоминают нам, что не так важна безумная гонка за звание самого гостеприимного и умелого хозяина, как то, что мы имеем в своем сердце. На само деле не столь важно, какие веночки весят на входных дверях и сколько сверкающих шариков повисло на еловых ветвях. Истинный смысл в том, чтобы банально не забыть о тех, кто рядом, поздравить их от чистого сердца и быть может просто выпить с ними праздничного пунша во славу рождения Христа. Для наглядности же мы получаем настоящую феерию рождественской бойни с участием двух добропорядочных граждан, которые ну просто обязаны понять, что каждый из них по своему не прав и необходимо принимать свои ошибки и вместе с тем уметь прощать.
Для Мэттью Бродерика роль однообразного педанта Стива Финча не стала особой вехой в карьере, так как он уже давно превратился в символ рядового бесхитростного американцы, который ни на что особенное в жизни не рассчитывает. В реальной жизни Бродерик как актер также перестал во что бы то ни стало добываться особенных высот, уделяя гораздо больше внимания подрастающим детям, от чего участие в картине Джона Уайтсела точно не выдернуло его из привычной зоны комфорта. Фактически Бродерик играет себя и благодаря этому выглядит в кадре очень даже органично. А вот кто перетягивает практически все внимание на себя, так это как всегда заводной Дэнни Де Вито. Его образ получился не самым приятным и притягательным, но этой истории был просто необходим конфликт, который Де Вито мастерски разжег и доказал, что несмотря на его малый рост, переходить ему дорогу себе дороже.
В итоге хочу сказать, что комедия получилась отчасти предсказуемой и вместе с тем озорной и веселой. Так что не проходите мимо.
7 из 10