Щелчки Балды. Часть 2.Вторая экранизация «Сказки о попе и о работнике его Балде» вышла в 1956 году и является по сути кукольным фильмом. Да, именно фильмом, поскольку рассказчик – живой человек, а сказка пытается выглядеть такой, какой бы её показывали на старых ярмарках. Интересное решение, это надо признать.
Куклы персонажей получились настолько эмоциональными, насколько дизайнеры этого хотели. Поп испуганный, попадья себе на уме, а Балда добродушный, всегда улыбается. По сравнению с другими экранизациями эта получилась самой душевной. Не только из-за атмосферы ярмарки, но и благодаря
насыщенным тёплым оттенкам. Голубое небо, яркое солнце, красивые избы, и море соответствующее, хотя воспринимается оно, конечно, как таз, наполненный водой.
И вновь, как ни печально, странности и недостатки оригинальной сказки воплощаются на экране. Попа мы осуждаем, однако и Балда поступает не совсем честно, тем более что и
демонизация морских божеств остаётся на прежнем месте. Если учитывать, что морской царь и морские нимфы стали демонами по вине христианства, то получается, что авторы как бы и не совсем против религиозного насаждения. Удивительно, что советские режиссёры этого не понимали и не замечали.
Поскольку эта экранизация получилась самой «материальной», то возникает и вопрос другого характера: какой надо обладать силой, чтобы при помощи верёвки так взволновать море? Это ведь не пруд, это море. Странно, что сказочный аналог Геракла так редко показывает свои полные возможности.
Неоднозначная сказка такой же остаётся и на экране.
6 из 10