Код сентиментальности«Антон тут рядом» оставляет двойственное по себе впечатление: с одной стороны, — поднята проблема и к ней стянуто наше внимание, с другой — бросается в глаза воспроизводство одного и того же жалостливого русско-интеллигентского культурного кода. Аркус со своим фильмом плоть от плоти русской классической культуры с ее центральной установкой на идеализацию человека. В «Антон тут рядом» идеализированы все ключевые персонажи (сам Антон, его мать и отец, Аркус и др.), в том числе и кинокамера. В то время как в центре фильма поставлена фигура Антона (этого счастливчика, которому все же удалось избежать нормализирующей ловушки психиатрии), на фоне ленты, вторым планом проступает неисчислимая анонимная масса всех прочих обитателей психиатрических институций. В фильме меня покоробил вопиющий контраст между единичной счастливой судьбой главного героя и фоновым существованием остальных «безумных», попадавших в кадр лишь по случаю, просто так, без цели. Поэтому когда я смотрел фильм, меня не волновала уже судьба Антона (интонации грядущего хэппи энда отчетливо заявлены в самом первом монологе автора). В итоге перед мной встали совсем другие вопросы: а что с теми, кто не стал героем фильма, на кого не хватило добрых людей и кто провел в тех заведениях не год и не два, а десятилетия? Когда начинаешь задавать подобные вопросы, понимаешь, что оснований для какой-либо идеализации людей и ситуации просто не находится. Понимаешь, что здесь необходим какой-то другой ракурс, другой подход…
7 из 10