Больше любви, ребята, больше любви…Когда я начинала смотреть «Антон тут рядом», я готовилась увидеть документальный фильм про мальчика-аутиста с многочисленными интервью у всевозможных родственников, прерывающимися крупными планами главного героя и печальными закадровыми комментариями, после съемки которого съемочная группа радостно попивает чаек и разъезжается по домам. Но я увидела нечто совершенно иное. Я не могу назвать этот фильм чисто документальным — слишком много вложили в него режиссер и оператор, слишком личным он стал для его создателей, чтобы давать ему холодное определение «документальный», я бы все же назвала это авторским кино. Да, здесь нет актеров, ситуация не выдумана, сама жизнь является автором сценария, художником по костюмам, гримером и пр. Но все же чувствуется одна большая разница между «обычным» документальным фильмом и фильмом «Антон тут рядом»: в документальном кино, как правило, ведется сухая констатация фактов, «сухая» со стороны съемочной группы, которой было дано задание собрать информацию и красиво ее подать; в этом же фильме режиссер и оператор пропустили его через себя, стали его закадровыми героями, и именно поэтому фильм так больно бьет. Я уверена, что ни один морально здоровый человек не сможет спокойно и безучастно посмотреть это кино.
Фильм однозначно о любви. О бескорыстной любви к людям. И о терпении. Хотя съемки и общение Любови Аркус с Антоном длились не один год, складывается ощущение, что фильм сделан «на одном дыхании» под впечатлением от общения с мальчиком. Самое удивительное, что Антон своей болезнью не вызывает чувства жалости, настолько ярко в фильме показано то, что все мы инвалиды, кто физически, кто морально, всех надо жалеть. Антон вызывает чувство любви. И если такое сильное чувство мальчик вызывает у зрителя за чуть больше чем полтора часа просмотра, то можно представить, что пережили режиссер и оператор благодаря постоянному общению с ним. Хотя представить-то как раз наоборот сложно, даже невозможно. Только одно в фильме показалось мне лишним — сцены с Ринатой после того, как та узнала, что больна. Может быть, я неправа и эти сцены были необходимы для передачи того эмоционального накала, который происходил в душе героев картины, но мне просмотр дался слишком тяжело.
Операторская работа Алишера Хамидходжаева потрясает. Во время просмотра я часто забывала о том, что герои — не актеры, что их снимает реальная камера, а всем известно, что перед камерой человек начинает зажиматься, вести себя не так, как без нее. И если у Антона с камерой были свои отношения (сначала мальчик боялся камеры, затем привык, полюбил её и стал нарочно пытаться войти в кадр, даже если камера не была направлена на него), то остальные люди вели себя перед ней совершенно естественно, в чем чувствуется работа Хамидходжаева вдобавок и как психолога. Ракурсы, планы, композиционное построение и цветовое решение кадра — все сделано Алишером на высшем уровне, и при этом не стоит забывать, что в документальном кино второго дубля не бывает.
Сама камера сыграла в жизни Антона немаловажную роль — благодаря ей мальчик раскрывался, в ее присутствии ему хотелось говорить, общаться, через объектив камеры Антон посмотрел на синее небо и подумал, что летит.
Режиссер фильма Любовь Аркус невольно превратилась из рассказчика в героя фильма, непосредственного участника событий, оставаясь по большей части вне поля зрения объектива. Закадровый текст, который читает Аркус, заслуживает отдельной похвалы — он играет очень большую роль в понимании фильма, в понимании отношений между героями картины, при этом в нем режиссер выворачивает наизнанку всю себя, не стесняясь зрителя, это впечатляет. Отдельное спасибо режиссеру за выбор этой темы, может быть хотя бы этот фильм привлечет внимание к проблеме выживания инвалидов в нашей стране, в которой для них совершенно не созданы нужные условия (как было сказано в фильме, в Европе специальных домов для аутистов несколько десятков, в огромной России-всего один), а интернат для таких людей, как Антон, превращается в настоящий ад, в котором больные обречены на медленную страшную смерть. Прежде всего, мы сами должны изменить отношение к таким людям, как Антон, которых многие боятся и обходят стороной, вместо того, чтобы понять и принять.
Удивительно переплелись судьбы героев фильма с судьбами его создателей. Не было бы этой связи — такого фильма никогда бы не получилось: такого мощного и эмоционально наполненного, вызывающего самые разные чувства, фильма очень честного, чистого. Он служит своеобразным мостиком — мостиком от зрителя к герою, от жизни обычной к необычной, от человека к человеку. Фильм заставляет вспомнить о том, что все мы — люди, все мы — разные, хорошие и плохие, радостные и грустные, больные и здоровые, счастливые и несчастные, но всем нам нужно только одно — другие люди. «Человеку нужен человек», как говорит герой фильма «Солярис» Андрея Тарковского. Антону и таким, как он, людям сверхчувственным, нужно всегда чуточку больше, чем остальным — больше любви, внимания, заботы, терпения, обязательно нужен кто-то рядом. В конце фильма мы видим, что Антон принимает окружающий его мир, в нем «меньше света, но больше терпения». Он сам все прекрасно понимает, учится жить так, как приходится жить в этом мире, а вместе с ним заново учится жить и режиссер. «Люди не терпят, люди терпят, люди потерпят. Люди конечные, люди летают».