Гикам от гикаВсе, что делает Тоби Рассел, выдает в нем большого поклонника боевых искусств Востока. Вообще об этом парне практически ничего не известно что у нас, что на Западе. Некоторые источники с горем пополам выудили год рождения — 1962 и что родился он в семье известного британского режиссера Кена Рассела, что вымахал до 2-х метров и каким-то образом оказался в Гоконге, увлекшись боевыми искусствами.. Все остальное — не шибко богатая фильмография фаната кунг-фу боевиков и человека, вхожего в самые узкие круги мастеров экшн жанра. Тоби Рассел немного поснимался в боевиках, затем решил переквалифицироваться в режиссеры, эпигонски снял несколько довольно второсортных боевичков, а известность получил именно как режиссер-документалист, эксперт по фильмам с боевыми искусствами.
Собственно, «Лучшие бойцы» — это абсолютно фанатская зарисовка, созданная гиком для гиков. Именно неумеренная увлеченность автора своим предметом создает этой неплохой документалке определенные проблемы. Режиссер сам настолько преданный и фанатичный зритель, что не отказывает себе в удовольствии еще и еще раз пересмотреть любимые сцены из любимых фильмов, не спрашивая зрителя — а нужны ли зрителю длинные и достаточно однообразные поединки? Возникает проблема, которую в самом фильме озвучил Джеки Чан, сказав, что во время, когда он пришел в кино, уся-боевики представляли собой одну сплошную полуторачасовую драку, и смотреть их рядовому зрителю, не разбирающемуся в разнообразии стилей боевых искусств и различиях в мастерстве дерущихся, довольно скучно.
Фильм представляет собой практически сплошную драку, в которой под конец мельтешение азиатских лиц, рук и ног начинает слегка надоедать при всей моей огромной любви к азиатскому кинематографу вообще и гонконгским боевикам в частности. Если ваша любовь не столь огромна, сомневаюсь, что фильм будет досмотрен вами до конца. Есть небольшие информационные вкрапления — краткие биографические и творческие справки различных актеров-бойцов и короткие интервью с некоторыми из них, чего, безусловно, хотелось бы видеть чаще и больше. Потому что люди действительно безумно интересные, яркие и талантливые, услышать их мнение друг о друге, кино, жанре, кунг-фу и т. д. — ценно, а увидеть их в фильмах можно и так в любое время, тогда как информации о них — кот наплакал.
За что спасибо Расселу, так это за то, что он собрал в своем фильме действительно лучших бойцов, в отличие, например, от документалки «Лучшие сцены единоборств», куда недалекие и не особо разбирающиеся в том, о чем рассказывают, авторы напихали рядом с Брюсом Ли и Джеки Чаном всяких увальней вроде Пачино, Кроу, Сталлоне, Питта и т. д. Не поймите меня превратно, я их всех бесконечно уважаю, но объективно — какую конкуренцию в единоборствах они могут составить Джету Ли или Сэммо Хунгу? Авторы спутали лучшие сцены единоборств с самыми эффектными сценами драк, что выдало в них абсолютных непрофессионалов, к тому же четко ориентированных на Голливуд.
У Рассела, безусловно, мастера своего дела, другая проблема — он незаслуженно оставил без внимания таких выдающихся бойцов как Сигал, Норрис, Лундгрен, Дудикофф, Дакаскос, Хьюз, сконцентрировавшись на азиатских звездах. Хотя почему-то вспомнил Рона ван Клифа и Джима Келли (видимо, за их встречи с Брюсом Ли — тогда почему нет Чака?) и достаточно подробно — Ван Дамма, назвав бельгийского прыгуна чуть ли не лучшим на Западе в жанре, что если и соответствует (соответствовало на 95-й год) действительности, то с очень большими оговорками. Ну, и женщин у Рассела среди лучших бойцов нет как класса. Хотя есть великолепные героини боевиков, которые и мужикам дадут прокашляться. Но Рассел о них почему-то не знает, или знает, но аки старый сексист, не верит.
Однако, и без вышеозначенных личностей здесь есть на кого посмотреть. Кроме всемирно известных звезд, мелькающих в каждом подобном фильме — Брюса Ли, Джеки Чана, Сэммо Хунга, Джета Ли и Юэня Бяо, есть и менее очевидные, известные куда более узкому кругу зрителей Янг Ли Хванг (тот самый злодей из «Пьяного мастера» и «Змеи в тени орла»), Брюс Лай (отличный боец, чью карьеру испортили попытками сделать из него второго Брюса Ли), Лю Цзя Хуэй (блеснувший в «Убить Билла»), Ван Ю (тот самый приятель Джеки Чана, отмазавший его от триад), монах всея Гонконга Казанова Вон, китайский Геркулес Боло Йен и многие другие.
Все они прекрасные бойцы и выдающиеся мастера своего дела, создавшие «лицо» боевых искусств, харизматичные, сильные, увлеченные своим делом люди. Кто-то выбился в звезды, чья-то карьера застопорилась по тем или иным причинам, но Тоби Расселу эти люди очень импонируют, он искренне преклоняется перед каждым из них и заставляет нас проникаться уважением и пониманием к их нелегкому делу. Фильмы, которые выбирает Рассел для демонстрации умений этих мастеров — также далеко не очевидные, и вовсе не лучшие. Это опять же совершенно гиковый взгляд — режиссеру нравится копаться в чем-то забытом, мало известном, никем не виденном, заботясь не об эффектности кадра, а представлении мастерства конкретного артиста. Это и плохо, и хорошо. Хорошо потому, что кого-то фильм заставит пойти и порыться в фильмографии некоторых известных личностей, плохо, потому что режиссер, во-первых, не дает труда обозначить названия фильмов, фрагменты из которых показывает, во-вторых, слишком увлекается, забывая, что ему что-то нужно рассказывать и просто любуется своими кумирами.
В искусстве такое случается — главное достижение художника как бы вбирает в себя все, что он делал до этого. Тоби Рассел вложил в этот документальный фильм все свои роли, свои режиссерские проекты, свои знания, фанатичное увлечение боевыми искусствами и мечту — быть таким же, как его кумиры, те, о ком он рассказывает. Большинство фильмов, отрывки из которых мелькают в этом фильме, давно забыты, некоторые из этих людей отошли от кино и едва ли кто вспомнит их имена. И, тем не менее, не будь их, не явился бы, возможно на свет жанр экшена, как он есть, не было бы моста между Востоком и Западом, не было бы и столь пристального внимания к очень самобытному азиатскому кино, не было бы лучших в мире боевиков с самыми захватывающими боями без спецэффектов, не было бы миллионов увлеченных спортом и боевыми искусствами мальчишек. Эта идея вместе с подзабытыми легендами и фильмами оживает в фильме «Лучшие бойцы», в котором встретились такие разные люди, такие разные цели, и под руководством не хватающего с неба звезд, но искренне преданного им режиссера, оказались в поразительно цельном, словно сделанном из одного куска, фильме, который обязательно стоит посмотреть всем, кому интересен этот жанр.
8 из 10