12 лет… 12 долгих лет. За этот промежуток времени ребёнок успевает закончить школу и первый курс высшего учебного заведения. За 12 лет каждый человек может сменить десяток работ, завести семью, детей, посадить дерево, за это время у этого же человека может измениться сознание, образ мыслей; за это время может произойти огромное количество событий, которые могут войти в мировую историю. И именно в течении этих 12-ти лет Ричард Линклейтер снимал, пожалуй, свой главный шедевр. Воистину риск был огромен: а вдруг с актёрами что-то произойдёт? а в друг идею, которую хотел воплотить Ричард, уже успел/успеет реализовать кто-то другой, пока он занимался монтажом и ждал, пока Эллар подрастет? а в друг у него начнётся творческий застой? а в друг муза покинет его? а вдруг никто не поймёт замысла, и тогда 12 лет коту под хвост?
Любой здравомыслящий человек задался бы вполне логичными вопросами: а зачем нужно было растягивать процесс съёмок на долгих десять с лишним лет, если можно было снять всё это за 2 месяца? Зачем нужно было ждать, когда Эллар и Лорелей подрастут, ведь можно было устроить кастинг и подобрать похожих актёров. Вообще, если покопаться в фильмографии Линклейтра и тщательно изучить её, то ответ на вопрос приходит незамедлительно. Ричард — он же художник от кино, и, как подобает настоящему художнику, он любит экспериментировать со своими работами, любит открывать что-то новое, любит делать то, что не под силу другим.
«Отрочество» прежде всего поражает тем, как в таком практически небольшом и не шибко дорогом фильме уместилась, не побоюсь этого словосочетания, целая жизнь. Это как если бы засунуть настоящего слона в маленькую коробку. В течении двух с лишним часов Ричард будет демонстрировать нам развитие не только персонажей, но и окружающего мира. Вот, например, в самом начале герой Итана Хоука рассказывает детям о том, что война в Ираке никак не связана с трагедией 11-го сентября, и что лучше в выборах президента голосовать за кого угодно, но только не за Буша; а уже спустя несколько киношных лет они ходят по чужим домам и ставят плакаты с Обамой. Или же, допустим, технические достижения: в начале Мейсон играет Game boy, а спустя каких-то несколько сцен он играет со своим братом, сыном отчима главного героя, в Xbox, потом идёт Wii U, а в конце уже и Iphone. Вроде как пустяки, а всё равно эти мелочи имеют свой шарм.
Что до самих героев картины, то они удивительным образом, с каждым киношным годом, достигают своего пика развития. Например, сам Мейсон. В начале мы видим его обычным 6-ти летним ребёнком, который только-только начинает познавать окружающий мир: то он камни засунет в точилку, чтобы поточить их, то впервые начнёт кататься на велосипеде, то впервые увидит полуобнажённую модель в нижним белье в случайно найденном журнале. Медленно, шаг за шагом, год за годом, мы видим, как из миловидного юнца формируется тинэйджер, который к 16-ти годам размышляет по перспективах обучения в колледже и перспективах жить в дали от родителей, а уже к 18 годам он знает ответы на, пожалуй, самые каверзные и самые важные вопросы для любого подростка: who you want to be и what you want to do? Во многом на Мейсона повлиял его отец, который время от время выдавал мудрые фразы: «Ты хочешь бамперы? Жизнь не даёт нам бамперов», " Ты должен найти способ отделить себя от стаи, преуспеть в чём-то, и когда ты будешь лидером в стае, к тебе будут принюхиваться». Впрочем, несмотря на некую серьёзность, в фильм есть много забавных и ностальгических для многих зрителей моментов. Например, в сцене первой посиделки со взрослыми, а точнее даже старшими ребятами, которые горделиво хвастаются количество половых партнёров, Мейсона спрашивают а: «а ты кого-нибудь имел?», на что он робко и застенчиво отвечает: «Даа… Она живет не здесь. Она из Хьюстона». Мы точно не знаем, было ли это или нет, но подсознательно понимаем, что он соврал, дабы не быть лошком в лице взрослых ребят. «Я намеренно не показывал его первый поцелуй, потерю девственности. Это совсем другое кино. Здесь был важен переход между сегментами, и на это у меня ушло много времени», — говорит режиссёр.
Но не только одним Мейсоном едины. За эти два часа мы увидим, как меняются окружающие его люди. Мама, сестра — это просто надо видеть. Изменения потерпят даже самые, казалось бы, второстепенные персонажи. Например, первый отчим, которые по началу кажется добрым мужичком, а под конец становится настоящим деспотом-алкоголиком. Единственный, кто останется неизменны, так это отец Мейсона, который обзаведется густыми усами, но останется всё тем же мудрым весельчаком.
Впрочем, осознание всей монументальности и грандиозности этой картины происходит в пред-пред-пред последней сцене, когда Мейсон едет в университет, а по радио играет та самая песня инди группы Family of the year под названием «Hero». Под эту замечательную мелодию в голове невольно всплывает мысль о том, что вот буквально за эти два с лишним часа нам, зрителям, досталась возможность увидеть формирование целой личности и увидеть, какие изменения потерпел окружающий мир. И самое главное — всё это было в режиме реального времени. Перед нами был настоящие люди, которые в течении 12-ти лет росли вместе со своими героями, а вместе с ним рос и развивался наш с вами мир. И это действительно невероятно! И чем заканчивается фильм? По сути ничем. Жизнь продолжается даже тогда, когда финальные титры уже кончились.