Возвращён к жизниНеспроста в название моей рецензии были вынесены знаковые для романа «Повесть о двух городах» выдающегося английского писателя Чарльза Диккенса слова. Ведь именно эти слова пришли мне в голову после знакомства с фильмом Джанфранко Паролини «Если встретился с Сартаной, молись о смерти».
Будучи поклонником спагетти-вестернов и впечатлённый творениями Леоне и Корбуччи я в какой-то момент своей жизни решил пройтись по списку Кинопоиска «Лучшие спагетти-вестерны». Ясное дело, в начале этого перечня в основном фигурировали гениальные работы вышеназванных режиссёров, а вот уже где-то в середине второго десятка пошёл, на мой взгляд, откровенный шлак. Увиденным мною в это время фильмам, в первую очередь, не хватало профессионализма создателей, которые, погнавшись за быстрой наживой в момент пика популярности нового жанра, совсем забыли о качестве своих произведений. И вот, практически разочаровавшись и не надеясь больше увидеть хорошего спагетти-вестерна, я был «возвращён к жизни» картиной итальянского режиссёра Джанфранко Паролини.
Нет, я не буду бросаться комплиментами и восторгами в адрес этого фильма и даже близко не подпущу к его ступени, на которой стоят «Джанго» или «Долларовая трилогия». «Если встретился с Сартаной, молись о смерти» — это не гениально, но добротно сделанная картина, моментами повторяющая и копирующая лучшие произведения Корбуччи и Леоне. Так, первые кадры фильма, когда камера приближает нас к главному герою, создают впечатление, что перед нами ни кто иной, как Человек без имени, а раздающаяся через несколько минут пулемётная очередь напоминает о Джанго.
Сам сюжет фильма не отличается оригинальностью — герой и злодей ищут похищенное золото, попутно выясняя отношения между собой и теми, кто тоже удумал позариться на сокровище. При этом, хотя многие диалоги в фильме кажутся бессмысленными и лишними (сей вирус заразил, по-видимому, все картины жанра), Паролини в своей работе избежал тех ненужностей, которыми так грешили второсортные вестерны тех лет, — здесь нет неуместного и плоского юмора, рек крови, чрезмерной жестокости, поражающей своей абсурдностью стрельбы, завышенного хронометража; действие фильма довольно динамично, сцены перестрелок захватывающи — благодаря этому всё происходящее смотрится на одном дыхании и оттеняет те штампы, которые порой проскакивают.
Подобранный актёрский состав отлично справился с поставленными перед ним задачами: главный герой в исполнении Джанни Герко хладнокровен и беспристрастен, его главный антагонист — Уильям Бергер — жесток и кровожаден. Не обошлось тут и без типичного мексиканского главаря бандитов, образ которого в который раз воплотил Фернандо Санчо. Да, присутствует в картине и Клаус Кински, но его кратковременные появления практически ничего не дали фильму, но, наверняка, добавили определённую сумму на счёт продюсерам, выделившим его имя в титрах.
Одним словом, первый фильм о приключениях Сартаны получился довольно увлекательным и удерживающим внимание на протяжении всех полутора часов. В дальнейшем режиссёром Джулиано Карнимео были сняты ещё 3 картины-продолжения о приключениях «настоящего» Сартаны (в то время как Паролини переключился на цикл фильмов о другом герое — Сабате — в исполнении непревзойдённого Ли Ван Клифа). Появляется герой с именем Сартана и в ряде других фильмов жанра, но это не более чем неудачные попытки заработать на популярном и раскрученном имени.
8 из 10