Воображариум доктора ТарсемаПронзительный рассказ про взаимозависимость взрослого и ребенка, лежащих в госпитале условного Лос Анджелеса во времена немого кино. Можно поспорить, у кого из главных героев жизнь беззаботней, а у кого трудней, ведь оба они с одинаковым увлечением сочиняют историю, которая уводит их из больничного заключения не на волю, а в страну чудес. Как и положено, выдумка и быль влияют друг на друга, больные выздоравливают в зазеркалье, спасительный смех приходит на помощь, когда становится совсем невыносимо, а ружье, висящее на стене сна, стреляет наяву.
Фильм цепляет с первых же кадров фантастическим мастерством оператора и невиданными на земле одеждами и пейзажами. Кстати, если почитать титры, то покажется, что съемочная группа не побывала только в Антарктиде.
Но история хороша сама по себе, а не только картинкой, и заставляет вспомнить и Сэллинджера ('Хорошо ловится рыбка-бананка', плюс' Человек, который смеялся'), и Гильермо Дель Торо ('Лабиринт Фавна'), и Терри Гильяма ('Приключения барона Мюнхгаузена', и 'Страна приливов'). Заставляет вспомнить, но не копирует, а рисует самостоятельный сюжет про то, как мы, взрослые, спасаемся в детство, когда больше не можем и не хотим принять травмирующую реальность. И про то, как дети принимают взрослые игры за чистую монету, ведь у детей нет иммунитета против наших способов сказку сделать былью, которая на поверку оказывается ложью, без всякого намека. И все это придумано и снято восхитительно, неповторимо красиво!
Фильм Тарсема Сингха незаслуженно обойден вниманием публики, хоть и имеет благосклонную критику. Возможно потому, что в 2006 году тема 'одиночества в толпе' еще не стала такой болезненно актуальной, поэтому картины про супергероев, расизм и разнообразные меньшинства набирали рейтинг повыше. Тем более стоит посмотреть 'Запределье' сейчас, в камерной обстановке, наслаждаясь не столько актёрской игрой, сколько крепким сюжетом и призрачной красотой каждого кадра.
10 из 10