Современный задюненный кинематографЕсли вы-с считаете документальное кино скучным, нудным и даже далёким от самой природы кинематографа, то лучше сразу же удалите свой профиль на КП, чтобы больше не иметь дел с фильмами. Если легонечко, в случае опасения можно начать знакомство с документалистикой с проектов о самой любимой нашей теме — о кино. «
«Дюна» Ходоровского» Фрэнка Павича лаконично и со вкусом показывает то, насколько сильно волшебный и манящий кинематограф способен вдыхать в творца огромный поток вдохновения, и в то же время он может да нанести сокрушительный удар по амбициям, когда к делу громко подкрадываются хрустящие денежки, без которых, как ни крутите, невозможно производство ни одного крупномасштабного проекта. Да масштаб экранизации романа Фрэнка Герберта был воистину гигантским, о чём вот зритель узнает из полуторачасового документального кино.
На момент выхода этого фильма Алехандро Ходоровски было 84 года. Сейчас и вовсе как никогда близок к 90-летнему юбилею. В общем, наблюдая за ним на экране, когда он энергично и увлекательно рассказывал о процессе подготовительной работы к съёмкам «
Дюна», несложно прийти к грустной мысли: этот сумасшедший чилиец действительно мог создать нечто невиданное, но поражение в битве за поиск финансирования и творческой свободы сказалось на режиссёре. Это было очень больно для него. Представьте, многообещающий автор снял «
Фандо и Лис», «
Крот», «
Святая гора», вот он уже на пороге создания шедевра (или громкого провала), осталось чуть-чуть, а тут захлопываются все двери, закрываются все форточки и не раздвинуть тяжелые шторы. Кажется, до конца Алехандро Ходоровски так и не оправился, хотя в фильме не отказывается от мысли, что кто-то после его смерти сумеет экранизировать роман согласно его толстому путеводителю по созданию кино.
Дени Вильнёв сам по себе большой молодец, но всё же неизвестно, что там сотворит с грядущим проектом по Дюне. Вполне возможно, это будет аккуратной экранизацией для широкого круга зрителей за отсутствием безумия и шока. А вот чилийский постановщик искал в свою группу духовных воинов, которые должны были быть с ним на одной волне. Безумец даже отказался сотрудничать с Дугласом Трамбаллом, лучшего на тот момент специалиста по спецэффектам! Двух неприятных и эффектных персонажей должны были сыграть Сальвадор Дали, Орсон Уэллс и Мик Джаггер. А какие эскизы были разработаны! Дэн О`Бэннон (да-да, тот самый, кто придумает Чужого на пару с Рональдом Шусеттом), Мёбиус, Ханс Рудольф Гигер, группы Pink Floyd, Magma: все эти ребята были наняты при условии, что они такие же crazy, как сам режиссёр. Ярче некуда всё это напоминало начало приключения лучших воинов.
Так как «
Дюна» от Алехандро Ходоровски не увидел свет, мир увидел «
Звёздные войны», который стал этаким прорывом в представлении совершенно нового мира. А что было бы, выйди в прокат «
Дюна»? Ответы уже поздно искать. После заморозки проекта многие наработки съёмочной команды рассосались по Голливуду, которые впоследствии были использованы во многих заметных фильмах 80-х. Когда мистер Ходоровски узнал, что «
Дюна», в конце концов, будет снята, он был чуточку рад, поскольку доверял видению Дэвида Линча, но смотреть фильм отказывался. Когда же увидел, начал смеяться. Почему? Достаточно посмотреть документальный фильм Фрэнка Павича, который без излишнего пафоса, закадрового текста и блокбастерских штучек показывает бойкого старика, который когда-то проиграл свою главную битву. Он мог войти в историю с шедевром или остаться у её обочины с жутким провалом. Не случилось ни того, ни другого. Ведь продюсеры тех времён не принимали спайс.
Зато сейчас активно принимают, раз каждый выходят в прокат всякие недоразумения под личиной художественных творений.