Укромный уголок души…Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете — мы экипаж одного корабля. (Антуан де Сент-Экзюпери)
Небольшой уединённый городок, окутанный холмами и голыми серыми деревьями, страдает от одиночества, отсутствия людей, нехватки внимания и заботы. Разрушенные стены, старые оставленные вещи, покрытые пылью столы, стулья и всеми забытые книги… Никто не суетится по утрам, не ездит по дорогам, не ругается и не кричит. Тут всё тихо, спокойно, невозмутимо — даже птицы не пролетают: не слышно ни шороха крыльев, ни чириканья и щебетанья. Нет никакого шума… Мир опустел, и теперь он томится от последствий ядерной катастрофы, разрушившей и унёсшей с собой всё самое дорогое и родное, оставив безлюдные города, наполненные ядовитым воздухом. Но ведь не всё потеряно и безнадёжно… Там, за этим умирающим городом, за грязным шоссе, извилистым дорогам и высохшим лесам, тянутся к небу деревья, колышутся листья и цветёт трава, а значит — есть надежда. Здесь природа живёт своей жизнью. Да-да, она не просто существует, а живёт, дышит и процветает, заливаясь самыми разными оттенками зелёного, будто бы художник, рисующий депрессивную позднюю осень, мигом передумал, тут же преобразив удручающий период времени в жизнерадостную и животрепещущую пору, где проживает одна особа по имени Энн — возможно, последняя женщина на Земле.
Затронув не новую для кино постапокалиптическую тематику, основанную на романе Роберта С. О’Брайэна, американский режиссёр Крэйг Зобел, следует по непривычному, непредвиденному для зрителя пути, придерживающемуся иной концепции. Он не изучает последствия катастрофы, не исследует разрушившийся мир, не собирается объяснять или втолковать что-либо по этому поводу, и даже не пытается найти логическую причину случившегося, как в схожей по идее картине «Я — легенда». Режиссёр проникает глубже, желая разобраться в человеческой природе, подвергая его различным испытаниям и проверяя на прочность натуру, характер, сущность. Нечто подобное делал Земекис в своём «Изгое», однако тот выплёскивал эмоции и открыто делился чувствами, а у Зобела всё гораздо преспокойно и сдержанно. Да, здесь нет вопящего и надрывающегося Тома Хэнкса, вынуждающего сердце сжиматься от страданий и тяжёлой судьбы его героя, зато имеются уравновешенные и по-своему глубокие Марго Робби, Чиветель Эджиофор и Крис Пайн. Картине не требуются никакие дорогие эффекты, изображающие постапокалиптический мир, достаточно несколько кадров уединённой, осиротелой окружающей среды и трёх этих актёров, которые гипнотизируют, заставляя поверить в происходящее и приковывают к себе внимание, за счёт непостижимости и глубины своих персонажей. Юная девушка Энн, взрослый учёный Люмис и молодой парень Калеб — режиссёр неспешно и постепенно выстраивает треугольник взаимоотношений, пропитывая его чувствами одиночества, страха неловкости, ревности и собственности. Видно, как проявляется вера в мире без надежды, когда кругом безысходность и отчаяние; когда не с кем общаться и делиться своими проблемами; когда некого беречь и любить. Что же остаётся делать в таком случае, когда двое мужчин встречают единственную женщину в далёких безлюдных краях, где нет никого и ничего, кроме одного дома и маленькой деревянной церквушки, дающей лучик надежды для тех, кто всё ещё продолжает верить, несмотря ни на что. Режиссёр концентрирует внимание не на внешних обстоятельствах, а на конфликте внутри каждого персонажа. Разногласия незаметно проявляются и чувствуются сквозь пронзительные взгляды, совместные деяния, взаимопомощь, и даже сквозь молчание. За завесой усталости и тяготы, обнаруживаются сильные чувства, стремящиеся наружу. По причине безнадёжного и беспросветного будущего, недоверие и ревнивость, со временем, пробиваются в эту обременительную и томительную обстановку, где всё кажется безуспешным и пустым.
Подобно «Иде» Павликовского, Зобел стремится показать историю, выявить чувства, эмоции, страсть и переживания, путём внутреннего конфликта, заключающего в себе несогласованность и противоречивость между потребностями плоти и души. Для того, чтобы прочувствовать всю палитру эмоций этой картины, не нужны какие-либо разъяснения, долгие разговоры или слова растраченные впустую. Надо лишь расслабиться, успокоиться и просто проникнуться в эту атмосферу… Побыть там какое-то время, ощутить её всем сердцем, поставить себя на место героев, осмыслить их поступки и познать глубину чувств, оставляющих впоследствии щемящий осадок тоскливой суеты и надежды, которой уже практически не осталось. Пусть лучше время идёт своим чередом: деревья продолжают расти, ветви вздыматься к небу, трава зеленеть, кусты зацветать, вода протекать сквозь скалы, а маленькая деревянная церквушка, хранящая в себе тёплые и приятные воспоминания, оставаться на месте… Ведь это люди приходят и уничтожают всё самое прекрасное и хорошее, оставляя после себя одни обломки, развалины, руины…