Притча о горчичном зернеЯ не стану писать рецензию-комментарий к фильму. Хотелось бы поделиться своими размышлениями, к которым подтолкнул данный фильм.
Если разбирать фильм без опоры на Евангелие, тогда не получится раскрыть режиссерский замысел. Фильм, по-моему, как раз и служит художественной экранизацией притчи Христа о горчичном зернышке.
«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так-что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:31-32).
Сюжет фильма прост и вместе с тем сложен. Как можно описать и изобразить веру?
Человек не может жить без веры. Сеятель без веры не посеет семя. Рыбак без веры не закинет удочку. Любой, кто летит самолетом, верит в то, что он не упадет.
«Иисус же сказал им…- если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас…"(Мф.17:20).
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1).
Чтобы появился плод, нужно чтобы сгнило зерно. Чтобы появилась истинная вера, нужно чтобы человек потерял веру в себя. А потерять веру в себя можно лишь будучи слугой и рабом для других, то есть стать похожим на Христа: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28).
Иоанн Креститель приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же (Лк.3:7-11).
Древний список, который дал священник малышу — это и есть описание способов принесения добрых плодов. Список действительно древний, ему две тысячи лет. Столько же, сколько и христианству.
Истинное удовольствие человек испытывает от делания добрых дел. Этого не могут отрицать и совершенно неверующие люди. Вот почему когда-то давно Тертуллиан сказал «Душа по природе своей христианка».
Потрясающая детская вера малыша Пеппера не только смогла сдвинуть гору с места, но и более того, она изменила окружающих. Брат Лондон подавил в себе ненависть к японцу Хашимото. Мать, отец Оливер, да и все жители городка О’Хара заговорили о необыкновенной силе веры ребенка.
«Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», — сказал преподобный Серафим Саровский. В летописи Дивеевского монастыря описано множество чудес, совершенных святым Серафимом, имевшим необыкновенно сильную веру.
Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. (Мф. 19:14).
Пеппер мал, но вера его велика. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф.18:2-4).
Мы мало замечаем чудес в нашей жизни, сотворенных Богом. Мы привыкли к тому, что в результате зачатия рождаются дети. Голые кусты и деревья набухают почками и покрываются весенней листвой.
Традиционная гуманистическая наука никогда не ответит на вопрос, Кто завёл этот механизм жизни. Ни один ученый не может объяснить, почему это происходит.
А это также образы. Образы центрального догмата христианства — воскресения мертвых. Плод умирает для утробы, но рождается в другую жизнь. Также и мертвые деревья рождаются для новой жизни: из зимнего земного прозябания в цветущую весну вечной жизни. «Когда не верите Мне, верьте делам Моим» — говорит Господь (Ин.10:27).
А чудеса Господь и теперь творит. Только веры в нас мало. «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин.16:23).
Так что фильм этот показывает только начало. Начало того пути, в конце которого мы все услышим слова Господа: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.»
Вот только добрые плоды без помощи Господа принести невозможно. Можно творить добро, чтобы тщеславиться этим и эгоистично гордиться, любоваться самим собой. Но такое добро, не ради Христа, а ради себя сделанное, не будет считаться добром.
Художественные приемы в фильме особенно изысканы. Одинокий пирс и фигурка мальчика на обложке постера, после просмотра еще более врезаются в память. Про внутренние душевные переживания, искреннюю и неподдельную игру всех действующих лиц и говорить не нужно, это нужно видеть.
Считаю фильм высокохудожественным произведением, помогающим взглянуть на жизнь с иного угла зрения. А может быть некоторым и помочь обрести себя, потеряв себя… через веру в Бога.
Смотреть всем обязательно. Особенно в семейном кругу.
10 из 10