Короче, мы ожидали большего«Мы созданы для большего» - гласит слоган фильма, но слова «созданы для» написаны на постере слишком мелко, поэтому читается это, как… Впрочем, об этом позже.
«Короче» позиционируется, как комедия, и юмористический, а то и сатирический потенциал у фильма очень, хм, велик. Только представьте – мир расколот на два новых класса: обычные люди (они же «большие») и уменьшенные (они же «коротышки»). И неважно, какова была научная подоплека: мол, мир перенаселен, а потому гуманнее уменьшить людей, чем уничтожать или стерилизовать – не правда ли? «Коротышки» живут, как короли: их кукольные домики – дворцы, бутылки водки хватит на целый город, а малюсенькое (по нашим с вами меркам) бриллиантовое колье тут может себе позволить практически каждый. Что же будет дальше? Логично, что «большие» будут завидовать «маленьким» и всячески их притеснять. Может быть, коротышек ущемят в правах? И почему всё так навязчиво великолепно в рекламных проспектах «уменьшат елей»? Наверняка после необратимой операции уменьшения бедняги узнАют страшный секрет, который утаивают от них рекламщики от науки! А сколько комических и трагических ситуаций может возникнуть – коротышку можно потерять, случайно раздавить, да даже кошка в городе «малышей» стала бы национальным бедствием.
Какая палитра сюжетов! Короче, «Короче» умудряется пройти мимо них всех. Вместо сатиры или социальной драмы о неравенстве авторы предпочитают следить за рохлей Полом Сафранеком – рыхлым физиотерапевтом с мясокомбината (!), которого судьба и ипотека загнали в мир «коротышек». Жена бросает его прямо в клинике по «уменьшению», струсив в последний момент, и теперь ему просто некуда девать себя в скучном «идеальном мире». Любую возможность обострить сюжет авторы с треском проваливают. Да, «коротышек» собираются ущемить в избирательных правах! Правда, упоминает об этом только один пьяница в баре. Ни один коротышка за фильм не погибнет от севшего на него «великана», и даже птицы клюют не их, а исключительно леммингов. Шутка по поводу разницы в росте в фильме ровно одна – когда адвокат жены героя просит того поставить подпись на документе о разводе «побольше». А страшная тайна о тайной стороне жизни в особняке это… проблемы с горячей водой. Серьезно?
Прождав полфильма, пока Мэтт Деймон продемонстрирует всю глубину одиночества, которую мы уже наблюдали в фильме «Марсианин», авторы резко выворачивают руль управления фильмов в сторону социальной драмы – оказывается, в мире «коротышек» тоже есть бедняцкие кварталы, и даже беженцы, а духовным спасением для Пола становится одноногая (!) диссидентка-уборщица (!!) из Вьетнама (!!!) Всё это прекрасно, но зачем для этого был нужен весь сыр-бор с уменьшением? Пол точно так же мог познакомиться с уборщицей богатого приятеля и точно так же погрузиться в мир ее ежедневных забот. И даже в этой ситуации герой ведет себя слишком пассивно – раньше он подчинялся жене, а теперь крикливой уборщице. Он идет куда скажут, делает, что попросят. По сути, весь его «моральный выбор» сводится к последней сцене, когда авторы в третий раз решат сменить тему фильма, внезапно вырулив к природной катастрофе – и даже она не делает фильм острее, ибо случится катастрофа… лет через двести…
При этом в фильме заявлен звездный ансамбль чудесных комедийных актеров, каждому из которых досталась такая маленькая роль, словно ее «уменьшили»: Кристен Уиг в роли трусливой жены Пола исчезает из сюжета сразу после своего предательства, Джейсон Судейкис мелькает в паре минутных сцен, Нил Патрик Харрис и Лора Дерн заняты ровно в одном, хм, коротком эпизоде, оскароносный Кристоф Вальц с приклеенной улыбкой играет прожигателя жизни и контрабандиста между «большим» и «малым» миром, появляясь ближе к концу сюжета, а инфернальный Удо Кир существует в фильме, похоже, чтобы произнести ровно одну шутку про метод сдачи донорской спермы в Норвегии. В итоге фильм у всех звезд крадет тайская актриса Хонг Чау, энергии которой хватит на десяток «больших» Мэттов Деймонов. Вот уж кто действительно двигает фильм вперед – уборщица-бунтарка в ее исполнении беспардонная, наглая, неунывающая, местами даже опасная. Она прекрасно «строит» богатеньких коротышек вокруг себя, принуждая их к благотворительности, и произносит уморительные монологи вроде рассуждений о «восьми видах американского траха».
Пожалуй, фильм можно посмотреть ради ее персонажа, элегантной музыки Рольфа Кента, а также ради красоты норвежских фьордов (не спрашивайте) и жутковатой сцены «процесса уменьшения», где двух десятков мужиков стригут наголо, сбривают все волосы на теле (почему-то оставляя лобковые волосы – наверно на память), удаляют штифты из зубов, делают клизму (а вы думали? уменьшение – дело серьезное!) и передают из рук «больших» санитарок в руки «малышей». И все это под классическую музыку.
Это немало. Но… Короче, мы ожидали большего. Вот это был бы честный слоган.