-«Ты хотел быть Германном, ты стал им!» Вам нравится «Пиковая дама?»Тогда спешите узнать, кто такая ДАМА ПИК.Павел Лунгин, довольно интересный и подающий надежды режиссёр, более известный по таким проектам, как 'Остров' и 'Царь', представляет миру осовремененную историю о пиковой даме своего видения, так как здесь он является ещё и главным сценаристом. В первую очередь хочется сказать, что фильм будет легко смотреться и тем, кто не читал 'Пиковую даму' Пушкина, да и вообще не имеет понятия о том, что будет происходить на экране ближайшие два часа. Ваш просмотр с чистого листа добавит интриги и очарованности сюжетом. Почему я посоветую смотреть данную картину, если выбирать между ней и оригинальными экранизациями повести Пушкина и оперы Чайковского. Во- первых, это фильм не о сказочных книжных событиях, а о реальном положении вещей, о ситуации, в которой может оказаться любой человек. Здесь рассматривается такая тема, как зависимость и одержимость. Главный герой, примеряя на себя образ литературного персонажа, становится жертвой трёх аспектов проявления зависимости. Он всем существом вживается в кожу Германна, не может побороть свою страсть к картам, околдован и одержим оперной дивой. Подумайте над вопросом, может неспроста режиссёр дал фильму название 'Дама пик', возможно, эта дама, сошедшая с карты и олицетворяющая всю силу неистового азарта и тяготения, есть в жизни каждого из нас. Она противоречива и непонятна, но тем не менее, она склоняет нас к необдуманным поступкам, влечёт и отталкивает. Картина смещает границы реальности и театральности, этим она притягивает и захватывает.
Сюжет фильма основан на знаменитой опере Чайковского 'Пиковая дама', которая в свою очередь написана по одноимённому произведению А. Пушкина.
Всемирно известная оперная певица Софья Майер возвращается в Россию. Она собирается поставить на большой сцене оперу 'Пиковая дама', в которой отводит себе роль старой Графини. Естественно, игра в постановке - это прямой путь к призванию и славе, о которых мечтает молодой певец труппы Андрей, он считает, что Германн- это он сам, и готов на все, чтобы получить желаемую роль. Софья замечет это и начинает психоделическую игру, в которую втягивает всех, включая свою племянницу Лизу. Отличим ли Германн от Андрея? Софья- проклятье или шанс обрести призвание? Театр и жизнь. А быть может 'вся наша жизнь-игра, а люди в ней актёры'.Но как тогда избавиться от опутавшего амплуа одного героя и взять роль другого, более удачного?
Итак, в первую очередь хочется отметить общую атмосферу фильма и неординарность оперных саундтреков. Здесь во всем заметна заманчивая сюрреальность. Вы будете видеть современный мир, но образ Софьи, ее одежда, машина, на которой она ездит, будут возвращать вас в прошлые века, в другие эпохи. На первый взгляд, обычный ход фильма, но, вслушиваясь в музыкальное сопровождение, вы оказываетесь где-то в первых рядах партера в зале Большого театра.
Интересен момент построения сюжета. Повесть Пушкина-это исток, то, от чего отталкиваются все будущие интерпретаторы. Опера Чайковского вытекает из повести, но уже рассматривается в другом ключе, прибавляются новые особенности сюжета, и, наконец, Павел Лунгин берет эти два мира и помещает в капсулу реальности, которая, растворяясь в органическом мире, разливается по-своему и даёт новые особенности трактовки. Здесь на самом деле стираются границы между театром и действительностью.
Отдельно хочется говорить о актерской игре. Роль Андрея исполнил молодой актёр Иван Янковский, внук именитого Олега Янковского, который, к слову, исполнил роль митрополита Филиппа в 'Царе' Лунгина. Иван сыграл так, что действительно чувствовалась его одержимость, психоз, внутренняя напряженная работа, его неадекватный взгляд в некоторых моментах смотрелся очень проникновенно. Роль Софьи Майер исполнила Ксения Раппопорт, которая также талантливо изобразила всю противоречивую сущность своей героини. Она мечет зрителя из стороны в сторону, то она заботливая тетя для своей племянницы, то страстная натура, то седая ведьма из своей же постановки. Получился очень загадочный и таинственный образ, настоящая пиковая дама во плоти. Также нельзя не отметить игру Марии Курденевич в роли Лизы, получился очень неоднозначный образ, который хранит свои скелеты в шкафу. За развитием её характера интересно наблюдать. Ответьте себе в конце на вопрос:'Кто же все-таки Лиза- спаситель или подстрекатель? Кем она стала в финале?'
Выразительную роль в картине играют детали: Андрей в детстве проваливается под лед (куда провалился Андрей в настоящие дни), Андрей показывает карту пиковой дамы( кто он сейчас, Андрей или Германн?)Эти выразительные средства прибавляют просмотру красочности и символичности.
Работа оператора, Левана Капанадзе заслуживает отдельного упоминания. Ведь в картине нужно было сочетать работу театрального оператора на обычной сцене, показать особенности восприятия зрителем театрального действия и операторскую работу в кинофильме. А это совершенно разные вещи и по разному смотрятся визуально. Но оператору удалось погрузить зрителей в необыкновенную атмосферу театра, постановка смотрелась просто блестяще, и с такой же точностью показать события за пределами сцены, т.е. ход действия фильма.
В некоторых моментах, возможно, покажется, что фильм немного затянут, сцены двигаются в замедленном темпе, а диалоги неуместны. Но все не бывает совершенно. Да и у каждого субъективное восприятие, кому-то может, наоборот, эти диалоги импонируют. Во всяком случае, небольшая шлифовка картине все равно не помешала бы. Также немного не хватило психологизма развитию физического контакта Андрея и Софьи, очень быстро их отношения перешли из одной стадии в другую.
Подытожив все выше сказанное хочется сказать, что картина в целом вполне достойная и заслуживает хотя бы однократного просмотра. Здесь есть над чем подумать, взвесить свои поступки, оглянуться на окружающих нас людей. А визуальная сторона фильма создаст незабываемое ощущение погружения в волшебный мир театра, который иногда вырывается из законных рамок и старается ворваться в нашу жизнь и закрепиться в ней.
8 из 10