«Звездные войны»: лебедь, рак и щукаЭтот фильм — редкий пример некачественной работы в целом при наличии вполне кондиционных составляющих. Ощущение парадокса будет особенно сильным, если попытаться разобрать все по отдельности, вне связи с другими элементами картины.
Сценарий можно было бы назвать плохим… если бы не было сценария, например, «Звездных войн» Лукаса, который в сравнении с таковым «Изгоя» — первое в жизни сочинение ученика коррекционной школы. Да, конечно, в сценарии преизрядно дыр: скажем, создав «звезду смерти», которая теоретически может уничтожать планеты, ее почему-то решили испытать… в кидании атомных бомб. Зачем???
Режиссура тоже вполне ничего, и, объективно говоря, ничем не хуже лукасовской. Прихрамывает, правда, работа с актерами: особенно достает Донни Йен, который по фильму слепой, а вот по своему поведению в кадре — отнюдь нет. Но, за исключением Йена, остальные актеры играют вполне по-станиславски. Действие в принципе не провисает, хотя временами смотреть бывает скучновато. Но тут вина вовсе не режиссера.
Операторская работа, спецэффекты, декорации — все вполне на уровне: распиаренная «Черная пантера» отдыхает.
Почему же фильм плох? Потому что нельзя запрячь в одну упряжку лебедя, рака и щуку, и пытаться снять «космическое фэнтези», используя приемы реалистического кино.
Вспомним «Звездные войны» — было ли дело зрителю до того, какие цели и идеология у Империи, какая — у повстанцев? Нет — потому что они смотрели сказку. В сказке злодей — он злодей, потому что он таким уродился. Но «Изгоя» снимают как реалистическое кино — и сразу возникают вопросы: а не являются ли повстанцы (учитывая их «арабские» одеяния) сторонниками космического шариатского государства, а?
На этом фоне все дыры сценария, которые в случае «Звездных войн» были незаметны, вылезают на первый план. Например — мотивация персонажей: не слишком ли неправдоподобна злобность «злых» и доброта (доброта?) «добрых»?
Или возьмем актерскую игру. Да, исполнители играют хорошо, особенно если вырезать все сцены с любым актером (кроме Донни Йена!) и сравнить с любым из «Звездных войн». Но вот толку в этой актерской игре, если у нас — сказка? В любой сказке действуют не реалистичные герои, а герои-функции, соответственно их нужно и играть — акцентируя эту самую функцию. Однако здесь пытаются придать персонажам объем — и чем более стараются это сделать, тем более усиливается впечатление «ряженых». И не потому, что они играют плохо (не устану повторять — кроме Донни Йена!), а потому что драматургия сказки не терпит объема. Кощей Бессмертный злой потому, что он злой, и Дарт Вейдер злой, потому что он злой. Если же выходить за рамки этой функции, нужно добавлять мотивацию — и мы тут же сталкиваемся с тем, что это сказка, герои которой «картонные» изначально.
В целом, если искать виновных, нужно указывать на продюсеров: кто еще должен был ставить соответствующую сверхзадачу перед съемочной группой? Хотя у них наверняка есть достойный ответ: «Как можно критиковать фильм, который собрал так много денег в прокате!»