Простые радости и грустиВ современном кино есть авторы, чьё творчество требует от зрителя особого включения. Чтобы грамотно считывать коды их произведений и получать неподдельное удовольствие от просмотра, в бэкграунде нужно иметь не только богатый зрительский опыт, но и специфичное мировосприятие, отличное от среднестатистического. Таков, например,
Ноа Баумбах, чьи «фильмы разговорного жанра» уже стали классикой современного арт-хауса. Или
Николас Виндинг Рефн, гипнотический психоделизм которого восхищает одних и повергает в ужас других. В этой же когорте шествует и
Келли Райхардт.
Если вы фанат «Форсажа» или комиксов Marvel, и всё богатство современного кино воспринимаете сквозь призму их красочных иллюзий, мир Келли Райхардт — не ваш мир. Любители романтических сказок в духе «Красотки» и «Интуиции» тоже могут не беспокоиться. Художественное пространство Райхардт предельно реалистично и камерно. Здесь нет и намёка на какое-то украшательство или эффекты ради эффектов. Действие картин разворачивается в атмосфере ненавязчивой искренности, и зиждется на тонкой игре нюансов и полутонов.
Для «Нескольких женщин» такая атмосфера особенно органична, поскольку мир, о котором идёт речь — та самая одноэтажная Америка, воспетая классиками и не похожая своим тихим размеренным бытом на суетливую Америку Бродвея или Уолл-стрит. Её насельники проживают обычные жизни, которые вряд ли лягут в основу какого-нибудь лихого боевика или триллера. Немолодая женщина-адвокат разбирающая дело о производственной травме. Семья, строящая дом и покупающая песчаник. Девушка, ухаживающая на ранчо за лошадьми и проявляющая симпатию к преподавательнице права, на урок которой она случайно заглянула. Простые истории, практически лишённые интриги. Но почему-то они завораживают не меньше иного забористого блокбастера. В чём же ключ этого ларчика?
За свою вековую историю Голливуд явил миру немало замысловатых фантазий и увлекательных зрелищ. Но иногда на этом пиру воображения, в этом круговороте изысков, хочется чего-то бесхитростного и ясного. Это как, пресытившись разносолами высокой кухни, взять и выехать в лес, чтобы испечь на костре обычную, с дымком и обугленной корочкой, картошку. И ощутить всю прелесть жизненной простоты.
Если Баумбах — это такая психотерапия беседой, Рефн — психоделический трип, то Райхардт — это своеобразный муви-дзен, помогающий находить прекрасное в обыденном.
8 из 10