Любовь по договоруВсегда интересно, когда кто-то у нас берётся за непопулярные жанры. Особенно любопытно, когда берётся тот, от кого этого меньше всего ждут. Казалось бы, консервативный, брутальный даже режиссёр, автор «Собачьего сердца», «Мастера и Маргариты», «Тараса Бульбы», депутат Государственной Думы — и вдруг эротическая мелодрама с незамысловатым названием.
И более того, ему удалось обнаружить в себе самое неожиданное — сочувствие к женским проблемам из-за слабых мужиков, критику мужских поступков. Конечно, это далеко не феминистический посыл, ведь главная героиня оказывается в положении, далеком от феминистических идеалов.
Красивая девушка из регионального города живет в Питере с мужем, молодым профессором, который много мудрствует, но зарабатывает мало. Любит ее, но объясняется в любви прагматичными монологами о теории общественного договора. Мол, ты мне — я тебе. Ты мне бутерброды и любовь, я тебе деньги и любовь. Правда, все пункты, похоже, обе стороны договора нарушают. Не буду пересказывать всю историю обычного любовного треугольника, когда женщина вдруг находит любовь на стороне (а женщины, как известно, изменяют не телом, а душой). Хочется отметить здесь ту вещь, которая не лежит на самой поверхности — то, как эта «идея общественного договора» трансформируется, как логика ломается об иррациональные чувства. Как в начале в доме, в котором нет женской любви, на столе — пельмени и полуфабрикаты. Как этому противопоставляются супчики от любящей девушки, взятой «на замену» жене.
Как разрушаются иллюзия циничного отношения к чувствам профессора-китаиста. Как теория договора переходит к главной героини, разочаровавшейся в любви.
Как самый, пожалуй, циничный персонаж — герой Александра Лыкова, произносит по-мужски грязный, развратный диалог, но диалог о настоящей мужской любви.
В общем, в казалось бы простой истории об измене столько психологических нюансов, столько откровений полов — может быть, временами неприятных, которые сложно воспринимать, которым сложно сопереживать — потому что видишь в поступках героев те ошибки, на которые сам способен.