Космос, Кэлвин и тентаклиМиссия на Марс завершается успешно — экипаж МКС находит в образцах почвы живое существо. На Земле все в восторге от открытия, инопланетянину, который кажется одноклеточным организмом, дают имя Кэлвин и с нетерпением ждут, какой прорыв в науке может спровоцировать эта находка. Однако у Кэлвина другие планы — он начинает расти и настроен весьма агрессивно по отношению к забравшим его с родной планеты людям.
Шведскому режиссеру Даниэлю Эспиносе уже почти сорок, но он все еще, как принято говорить, ищет свой жанр. Его первым голливудским проектом был шпионский боевик «Код доступа „Кейптаун“, затем постановщик экранизировал книгу Тома Роба Смита „Малыш 44“ о погоне за маньяком в СССР 50-х, а теперь зашел на территорию хоррора и фантастики. Эспиносе по-прежнему не хватает собственного почерка, но в рамках установленной формы он действует весьма успешно. «Жизнь» не претендует на революцию — это крепко скроенное жанровое кино, отвешивающее поклоны классике, но сохраняющее индивидуальность.
Прежде всего, стоит говорить об определенной смелости Эспиносы и сценаристов работавших над фильмом. Неудивительно, ведь история написана Реттом Ризом и Полом Верником, создавшими «Добро пожаловать в Zoмбилэнд» и «Дэдпула». Они не только стараются обходить стороной клише, но и не прочь над ними посмеяться. Происходит это и в «Жизни», пусть и не слишком показательно. И это касается не только последовательности смертей и сюжетных поворотов — Эспиносе удается показать историю о столкновении цивилизаций таким образом, что марсианскому монстру хочется чуть ли не сопереживать.
Представьте, что человека крадут инопланетяне и начинают бить его током, ради эксперимента. Когда землянин вырвется из плена и перебьет обидчиков, именно он будет в глазах зрителей героем. Тут ситуация абсолютно такая же: Кэлвин хочет выжить и готов на все, чтобы достичь своей цели. Удивительно, но организм, состоящий из щупальцев и мало напоминающий что-то привычное человеческому глазу, создателям «Жизни» удалось наделить характером, доступно очертить его идеи и мотивацию. Это не убийства ради убийств, не бездумный монстр, который уничтожает все на своем пути — здешний инопланетянин умнее всех, находящихся на борту МКС, и действует осознанно и даже вполне оправданно.
Конечно, можно не углубляться в размышления о смысле происходящего и воспринимать «Жизнь» как банальный хоррор, в котором чудовище просто напало на людей. С этой точки зрения фильм тоже работает вполне эффективно: хватает и кровавых сцен, и саспенса. К тому же, действие происходит не на огромном космическом корабле, а не сравнительно небольшой по размерам станции — скрыться негде, а значит и напряжение не спадает. Впрочем, по этому поводу опасений быть не может, если в главной роли Джейк Джилленхол: страх и отчаяние он проецирует настолько мощно и убедительно, что остаться безразличным нет шансов.
При желании в «Жизни» достаточно легко отыскать и философский подтекст, несмотря на его внешнюю простоту. Тут и сентенция по поводу того, можно ли распоряжаться чьей-то судьбой, кроме своей, и даже конфликт родителей и детей, пусть и в весьма оригинальной форме. Ну а фраза героя Джилленхола о том, что «ему лучше в космосе, подальше от восьми миллиардов ублюдков», превращает фильм в чуть ли не манифест против современного общества.
Хотя большинство все равно запомнит только тентакли.