Исторические поправкиВ 2012 Тимур Бекмамбетов подарил нам Линкольна – охотника на вампиров, а Стивен Спилберг выпустил байопик о 16-м президенте Америки. Я не сравниваю Спилберга и Тимура, просто сам факт выхода в один год двух совершенно разных картин про одного и того же персонажа. Оценим погружение в роль Авраама Линкольна от Дэниэла Дэй-Льюиса.
Лента затрагивает пик популярности 16-го президента в США, ознаменуя Гражданскую войну: Север против Юга. Спилберг не зря делает акцент на одном из главных исторических событий, режиссёр за счёт споров, за счёт постоянного поиска прекращения войны показывает, на что готов пойти президент ради сохранения мира. Впечатляют кадры и тёмные тона ленты: бои как таковые здесь не представлены, но в экспозиции мы видим президента, который близок с народом. Поднимаются вопросы рабства, а сама суть конфликта Союза и Конфедерации показывает распространение рабства в южных штатах, ведь Юг был аграрным регионом, а Север промышленным. В итоге у нас зародилась борьба не сколько за рабство, сколько за прогресс и модернизацию.
Картина полна спокойных и размеренных выводов президента, который, как показывает история, тоже использовал рабов в своих целях. Идеалы американцев, как передал Спилберг, затрагивали именно победу в войне, и если рабов насильно отправляли воевать, то после Гражданской войны они бы всё равно оставались рабами. Это наглядно демонстрируют солдаты при встрече с Линкольном: рядовой американец и рядовой афроамериканец, которые получают разный объём армейских пайков, невозможность повысить сержантов-негров в офицеры.
Далее лента теряется в постоянных мыслях Линкольна, который решает внести поправки в Конституцию США и отменить рабство. Но Вашингтон находится на Севере, где промышленность и металлургия развиваются, а на Юге все сельскохозяйственные дела выполняются за счёт рабов. К тому же, что имеет голос президента, когда инициативу должны поддержать в Палате представителей всех штатов? Вот тут и начинается игра в поиск союзников, в опасные и хитрые уловки, шантаж и даже роковые последствия.
Для некоторых зрителей фильм покажется скучным, так как большую часть хронометража мы проводим в тёмных помещениях, слушаем политические речи, споры в Палате, но когда камера наведена на Дэниэла Дэй-Льюиса, то всё остальное неважно. Это прекрасное преображение, спокойный и тихий голос президента веет чем-то магическим (русский актёр дубляжа Алексей Иващенко прибавил этому образу больше значимости).
Картина начинает набирать обороты с поиска единомышленников, которые видят в рабстве проблемы и поскорее хотят окончания войны. Но тут в дело вступают южные штаты, чья экономика держится на рабстве. Нам предстоит лицезреть различные махинации, политические перипетии, шантаж и шумные дебаты в Палате. Понять южные штаты можно, но президента не переубедить, поэтому в дело вступают совершенно различные условия.
За улыбками губернаторов штатов скрываются злые змеи, готовые вцепиться в глотку (как Нагайна в шею Северусу). Миссис Линкольн в исполнении Салли Филд выдерживает натиск немых угроз и без боязни выражает своё мнение об окружающих.
«Старушка Мэри Тодд зовёт меня, так что, пожалуй, пора идти спать» - Квентин Тарантино «Омерзительная восьмёрка».
Таддеус Стивенс в исполнении Томми Ли Джонса прекрасное передаёт президенту всё беспокойство и показывает, что может случиться после отмены рабства. Государственный секретарь президента Уильям Генри Сьюард стоит горой за главу страны, но при этом решает проблемы своими методами. Дэвид Стрэтэйрн передаёт своей игрой спокойствие, но при этом может себе позволить давать нравоучения президенту. Это прекрасно передаёт игрой обоих актёров.
Что может пойти не так? Да то, что большая часть представителей против тринадцатой поправки, потому что лишаются важного ресурса – рабов. В этом ключе картина всё больше и больше бросает зрителя во всевозможные споры и ругань. Эпичность достигается тогда, когда уже Авраам Линкольн выходит из себя, показывая, как важно ликвидировать рабство, не только для исхода войны, но и для будущего страны. Вот только президент не учёл одного...
Стивен Спилберг показал интересную историю, которая творилась в стенах Белого Дома, как решаются споры о законах, подписания биллей, чтобы привести к ожидаемым последствиям. Это историческая драма США, но она для расширения познания подходит и отечественному зрителю. А Дэй-Льюис забрал очередной «Оскар» в свою коллекцию.