Бесчестная войнаБалканы всегда являли собой гремучую смесь конфессий и народностей. Достаточно было одной искры для нарушения хрупкого баланса, коей под конец двадцатого века явился протекторат ООН над косовскими албанцами, производившими нападения на государственные структуры Югославии, а также на мирное население в борьбе за независимость.
Рассматриваемый конфликт неоднократно был освещен в западных фильмах и сериалах. Однако, в каждом из них лейтмотивом выступала однобокая позиция, выставляющая сербов головорезами, которых доблестные американские вояки отстреливали направо и налево, хотя в реальности их участие заканчивалось бомбардировками. Несомненно можно сказать, что такое толкование событий являет собой одну из сторон медали. Возможно. Но при этом стоит отметить, что югославские силовики боролись не просто с сепаратистами — отделение независимых территорий для этого государства к тому времени стало привычным делом — а с незаконными вооруженными формированиями зачастую националистического толка, использующими партизанские и террористические методы борьбы.
Отдельно хочется отметить мнение, что данный фильм представляет собой пропаганду на злобу дня, мол, на самом деле не бывает показанных зверств, как и героизма русского солдата, а НАТО никогда не поддерживает террористов — это же все манипуляции, игра на патриотическом пафосе. Неужели мы уже забыли о звериной жестокости радикальных исламистов во время чеченских войн? Неужели, забыли о ребятах, державших безымянные высоты до последнего патрона под натиском моджахедов? Неужели забыли о помощи джихадистам в виде вооружения и обучения от наших западных партнеров?
Наличие патриотической линии в фильме бесспорно, но в глаза она не бросается и вполне органично укладывается в повествование. Более того, отражена тогдашняя мягкотелость руководства страны, правда, в противовес личностям, готовым брать на себя ответственность и идти до конца. Главные герои же показаны обычными людьми из мяса и костей со своими взглядами на жизнь, моральными принципами и мотивами. Гибель некоторых из них не позволяет образоваться у зрителя иллюзии бессмертия персонажей, характерной для жанра боевика, а раскрытия их достаточно для того, чтобы ощущать эмпатию.
Развитие сюжета довольно неспешно, при этом драматургия не имеет заметных провисаний, и потери интереса к происходящему на экране почти не происходит. Любовная линия не выглядит вульгарно и не перетягивает на себя внимание зрителя. Архивные съемки не ощущаются чем-то инородным и образуют с художественной частью единое целое. К актерской игре претензий нет — благо «каменное лицо» некоторых героев в контексте фильма выглядит вполне себе уместно. Из второстепенных персонажей особенно выделяется пожилой, но все равно бравый Гойко Митич, а также камео Эмира Кустурицы. Главный антагонист, как ему и положено, волевой, озлобленный, бескомпромиссный и вызывающий антипатию.
Саундтрек подобран отлично и полностью соответствует духу времени. Бунтарский Сектор Газа, прямолинейный ДДТ, меланхолично-философское Кино способствуют погружению в историю и раскрытию отдельных эпизодов.
Операторская работа и постановка боевых сцен порой вызывает определенные вопросы. Возможно, это вызвано некоторой неопытностью команды в данном жанре. Также порой ощущается неуместность спецэффектов, которые лишь разрушают саспенс. Подход Ридли Скотта в Падении черного ястреба подошел бы здесь гораздо лучше добавив реализма происходящему. По завершению же фильма остается ощущение недосказанности по причине отсутствия завершения некоторых сюжетных линий. Впрочем, это может оказаться отражением режиссерского видения. При всем этом кино выглядит качественно не только в сравнении с отечественными картинами схожей тематики, но не теряется даже на фоне голливудских продуктов. И уж точно за него не стыдно.
9 из 10