Неудержимые в КосовоВ прокат вышел российский военно-патриотический боевик о событиях в Косово 20-летней давности. Команда российских спецназовцев под командованием персонажа Гоши Куценко должна занять и удерживать единственный в регионе аэродром до прибытия российский миротворческих сил.
“Балканский рубеж” отыскивает в истории югославских конфликтов параллели с сегодняшним днем и нацелен поддержать текущий курс внешней политики. Фильм полон патриотического пафоса - русские бойцы доблестные и смелые герои, выступающие за мир во всем мире, противники - албанские бандиты-наркоторговцы - бесчестные уроды, не знающие жалости. Все это закономерно для жанра, пропагандистское кино всегда выходило по обе стороны океана и на каждый отечественный “Август восьмого” найдутся свои “5 дней в августе”.
“Балканский рубеж” - потенциально очень хорошее кино, но на деле просто неплохое. Очень длинный хронометраж - два с половиной часа - оставляет время, чтобы прямо во время сеанса придумать, где нужно было подкрутить, где подрезать, а где расширить, чтобы получился по-настоящему добротный боевик. Но у создателей приоритеты были другие.
Совсем грубые и режущие глаза клише концентрируются вокруг злодеев - албанских бандитов, захвативших власть в регионе, и поддерживающих их сил НАТО. Львиная доля хронометража посвящена сгущению красок и их чернушной экспозиции. Отторжение вызывается совсем простыми и неприкрытыми манипуляциями - от действий врага в кадре с особой жестокостью страдают женщины, дети и комбо-вариант - беременные женщины.
А что с хорошими парнями? Если оставить за скобками Гошу Куценко, которому роль военного командира идет в комическом варианте (см. “Домашний арест”), но никак не в драматическом, то с ними все на удивление здорово. Российская спецгруппа здесь - интернациональная команда, состоящая из вполне себе харизматичных, колоритных персонажей, этакой вариации “Неудержимых”. Мне кажется, что эту ручку нужно было выкрутить на максимум и вместо увлечения надрывным драматизмом позволить главным героям разойтись по полной, со всем непобедимым (супер)геройским пафосом, каким не стеснялась красоваться та самая команда во главе со Слаем. С другой стороны, при таком варианте искатели исторической правды в художественных фильмах обозлились бы еще сильнее.
С технической стороной фильма не все так гладко, как хотелось бы. Во время экшен сцен ракурс меняется каждые три секунды. Такой судорожный монтаж начисто лишает зрителя возможности понять, что именно происходит в кадре и, видимо, скрывает огрехи в постановке.Кажется, собирали эти сцены по крохотным кусочкам из десятков неудачных дублей.
“Балканский рубеж” - местами затянутое, местами топорное, но в целом неплохое кино, за которое хотя бы не стыдно, что для режиссера диких “Танцев насмерть” уже серьезное достижение. Фильм мог стать еще лучше, будь он больше боевиком, чем военно-патриотическим. Если абстрагироваться от подсознательного желания сочувствовать российскому кинематографу, то кино на самом деле проходное и одноразовое, к просмотру совсем не обязательное. Возможно, я бы и посоветовал сходить на “Балканский рубеж” в кинотеатр, но билет на два с половиной часа патриотической агитации почему-то платный.
6 из 10