#сел_посмотреть 'Семь'Справедливо заметить, что это первый фильм
Дэвида Финчера, с которым я ознакомился. Хоть по уровню атмосферы Финчер явно уступает
Джонатану Демми с его «
Молчанием ягнят», говорить о том, что лента не стала прорывом, как минимум глупо.
Зрителю постоянно вертят перед глазами цифрой 7 с такой частотой, что это уже не символизм данной киноленты, а как будто режиссер считает, что мы забыли, что идет между 6 и 8. Реально, мы поняли, что лейтмотивом фильма проходит тема семи человеческих грехов. События укладываются в семь дней — хорошо, допустимо. Но когда номера домов начинаются с этой же цифры, и кабинет детективов полицейского участка увенчан номером 714 (начинается с 7!), это уже попахивает паранойей. Не, я стебусь, конечно, но у меня любимое число 25, и что, я должен всю свою жизнь строить вокруг этой цифры?
Но не на одной цифре зациклено повествование. Главные герои противопоставлены по конфликту поколений — рассудительный старик и зрелый мужчина с горячей кровью. Детектив Сомерсет за 30 лет службы не совершил ни одного выстрела и всегда соблюдает закон. Детектив Миллз руководствуется эмоциями и ему доводилось стрелять. Наставник и подчиненный, которые несмотря на некоторое различие, по мере расследования сходятся и становятся друзьями. Играют детективов
Морган Фримен и Брэд Питт. Фримен, по моему, регулярно купается в крови старых дев и это как-то своеобразно на него влияет, поскольку я его молодым не припомню. Если
Фримену удается держать образ спокойного человека, то
Брэд Питт со своей импульсивностью иногда уходил в переигрывание.
Окружающая среда фильма формирует некий двойной подход. С одной стороны, у фильма есть притянутые черты нуарных детективов, как например «дождь 24/7» или отсутствие света (отвечаю, это самый темный фильм Финчера из всей его фильмографии). Но с другой стороны, у ленты есть настоящий козырный туз, который спрятан от посторонних глаз — осознание того, что сцены жестокости и насилия не показаны, но зрителю все равно неприятно. Глядя на жертв «Семи грехов», тебе достаточно знать результат, а детали произошедших казней будут лишними.
Не одними смертными грехами демонстрируется та грязь, которая поглотила показанный город. Насилие, равнодушие к происходящему, и жителей такой формат жизни вполне устраивает. Однако в этой темной атмосфере есть место светлому лучику, коим представлена жена детектива Миллза — Трейси в исполнении
Гвинет Пэлтроу. Сцена, где Трейси приглашает Сомерсета поужинать с ней и её мужем раскрывает её как олицетворение нежности. Она любит своего мужа, она для Миллза — самая главная ценность и именно с её подачки два детектива находят общий язык.
Убийцу, затеявшего Страшный суд в миниатюре, зовут Джон Доу. Отбросим религиозный подтекст преступлений и обратимся к истории. В англосакской юриспруденции имя «Джон Доу» используется для обозначения анонимности свидетелей. Мы ничего не знаем об убийце, он срезал свои отпечатки пальцев, обезличив себя. То есть, это может быть любой житель города, которого доконала такая модель жизни. Те жертвы, по его собственному признанию, не заслужили какую-то определенную неприязнь, а воплощали в себе грехи города.
Но надо отдать должное сценаристу
Эндрю Кевину Уокеру — у него получилось создать поистине пугающий авторский образ морального урода. Все свои казни он проводит чертовски изобретательно. Причем ему всегда удается опережать полицию на шаг вперед, и все это по сути одна большая театральная постановка, где он — примадонна. Стоит ли вообще говорить, что актерская игра
Кевина Спейси формирует нешуточную боязнь этого персонажа, где хладнокровие идёт вместе с расчетливостью.
Лента Финчера заслуженно приобрела культовый статус и всенародное обожание. Некоторые сцены получают репродукции и отсылки и по сей день. Например, знаменитую сцену с жертвой чревоугодия обыграла немецкая группа
Rammstein в клипе на песню «Haifisch» ('Акула»). Как по мне, фильм «
Семь» открыл моду на гадов, которые всегда опережают своих противников. Джон Крамер из «
Пилы», Джокер из «
Темного рыцаря», Ганнибал Лектор… Да я знаю, что Лектор появился на экране раньше Джона Доу, но все равно.