От эмоций до алгоритмов.Режиссёр Дункан Джонс, прославившийся своей дебютной картиной «Moon» (2009), вновь обратился к научной фантастике в фильме «Source Code». Главный герой, капитан Колтер Стивенс (Джейк Джилленхол), внезапно просыпается в теле другого человека и получает восемь минут, чтобы предотвратить взрыв поезда. Звучит захватывающе? Да, если не задумываться о том, как это работает.
Джейк Джилленхол, как всегда, на высоте. Его харизма и умение передать всю гамму чувств главного героя делают фильм смотрибельным даже для тех, кто терпеть не может научную фантастику. Вера Фармига в роли Гудвин и Джеффри Райт, сыгравший доктора Рутледжа, тоже не отстают; их персонажи привносят в сюжет необходимую долю драматизма и загадочности. Особенно впечатляет сцена, где Гудвин, нарушая все протоколы, делает человеческий выбор, демонстрируя, что даже в мире алгоритмов и технологий есть место для истинного сострадания.
Визуальные эффекты и техническая реализация заслуживают отдельной похвалы: сцены с поездом, взрывы, эффекты — всё на высшем уровне. Оператор Дон Бёрджесс, известный по работе над культовым фильмом «Forrest Gump» (1994), и композитор Крис Бэкон явно знали, что делали; каждый кадр и каждая нота работают на общую атмосферу фильма. Но, как говорится, не всё то золото, что блестит.
Идея о том, что устройство «Source Code» может создавать мультивселенную, звучит как минимум странно. Фильм оставляет больше вопросов, чем ответов, а научная основа сюжета выглядит настолько натянутой, что впору задаться вопросом: а не стоило ли сценаристу Бену Рипли пойти на пару лекций по физике? Логические несоответствия в сюжете тоже не способствуют погружению в историю; иногда создаётся впечатление, что фильм сам забывает свои же правила, что уж говорить о зрителе.
Сюжетные повороты, которые сначала интригуют, довольно быстро становятся предсказуемыми. Диалоги, местами напоминающие школьные сочинения, и клишированные второстепенные персонажи тоже не помогают делу. Поневоле начинаешь задаваться вопросом: а не слишком ли много внимания было уделено визуальным эффектам в ущерб сценарной проработке?
Несмотря на это, фильм оставляет после себя несколько запоминающихся моментов. Звонок главного героя своему отцу — трогательная сцена, вызывающая самые искренние эмоции. Решение Гудвин сдержать обещание, данное Колтеру, добавляет глубины и подчёркивает человеческую сторону истории, которая так необходима фильму с научно-фантастической основой.
Это напряжённый научно-фантастический триллер с отличной актёрской игрой и впечатляющими визуальными эффектами. Но его слабая научная основа и логические несоответствия не позволяют ему стать действительно выдающимся. В итоге фильм оставляет двойственное впечатление: он захватывает дух своими визуальными решениями и напряжённой атмосферой, но разочаровывает недостаточной проработанностью научных концепций и сюжетных деталей.