Ведёшься на цепляющую завязку, с интересом подмечаешь маркеры любимого тру-крайма, «я всего лишь угостил её чашкой чая», а дальше выдохнуть уже сложно – эмоциональное, страшное приключение без конца и начала, во главе с жуткими ментальными проблемами, поиском идентичности и первоистока травм. Главное, не обнаружить себя в глазах плюшевого оленёнка – так история может показаться примечательной. В противном же случае она вас заворожит.
Внезапная новинка от малоизвестного режиссёра, короткие динамичные серии, история сталкинга в сочной подаче – таков «Оленёнок» на первый взгляд. Мы находимся в баре, сразу же смотрим в глаза безумной Марты и по мелким деталям считываем подробности жизни её новой жертвы и по совместительству главного героя – неудавшегося комика Донни Данна, на данный момент подрабатывающего в баре. Такого персонажа в общем смысле зовут неудачником – бесталанность, разрушенные мечты, проблемы в личной жизни. Таким он себя ощущает, такой создаётся образ. Это подаётся легко и считывается, как печальная насмешка. Ровно так же воспринимается и его внезапная встреча с Мартой. Женщина средних лет, заразительный смех, завидная карьера в адвокатской среде, навязчивые попытки завести общение и «отправлено с моего айфона» в конце каждого письма, вот только айфона в руках у неё никогда нет. Она кажется подозрительное буквально сразу, и ровно тогда же, ещё на первой серии, следует предположить, что сталкингом тут дело отнюдь не ограничится. Это всё увлекательно, интересно и, главное, жутко – наблюдать за тем, как раскрывается личность Марты, как Донни постепенно понимает, во что он ввязался. Это щиплет нервы, приковывает к экрану, заставляет цепляться за каждую деталь и восторгаться своей наблюдательностью. Приятное чувство, вплоть до того, пока не захочется отвернуться от отвращения и безысходности.
Сложно говорить о таком произведении без детального анализа, но и рекомендовать сериал всем и каждому не приходится. Он изобретательный, откровенный (можно ужаснуться, насколько), ладно скроенный в отношении важнейших аспектов – глубина истории, работа с характерами, красноречивая символичная картинка. Это отличный сериал, но обращайте внимания на предупреждения. Переломный, на мой взгляд, момент доводит четвёртую серию до точки кипения, а зрителя до лёгкого ступора. Это тяжело и страшно смотреть, но что ещё хуже – происходящее с Донни как никак способно уложиться в понимание. Это ужасно, но знакомо нам, это всегда находится на виду и тревожит. Дальше пазл складывается ещё более ладно, и это идёт на пользу всему повествованию, но абсолютно дезориентирует зрителя. То, что делает с Донни его травма, селит настоящий диссонанс на душе. Такое сложно уложить и осознать.
В глобальном смысле сериал говорит, буквально кричит о насилии. Насилии не том, какое может возникнуть на ассоциациях. Насилии не громком, не осязаемом, как это, например, продемонстрировано в недавнем не менее примечательном «Фоллауте». Насилие в «Оленёнке» тихое, незаметное, но страшно злободневное. Оно в прошлом Марты, оно в жизни Донни, оно во всех его последующих связях. Оно заключено в конкретной ситуации, но переложить его на другие моменты совсем не трудно. Следя за историей, в неё проникаешь так сильно, что натурально оказываешься на месте главного героя. И вот его проблемы душат уже тебя, его метания что-то напоминают, а обыденные разговоры-намёки повергают в шок. Шок, ступор, что значит «я вырос в католической церкви», почему так страшно быть рядом с Терри, почему Марта делает это, почему это делает Донни? Грубые эмоциональные качели с самим собой, полная растерянность, ожидание самых худших последствий и главное – никакого завершения. Знакомая опасная обстановка, красный цвет к лицу и самые яркие сцены в том же красном свете, «за мой счёт», тёмный экран. Что это было? Хочется выйти из зала, подальше от неудавшегося выступления, но перед глазами был, увы, не комик. Он зовёт это антикомедией. Комично? Вовсе, нет. Шуткой это и не было изначально.