Фильм «Два дня» — это вкусный пирог из множества слоёв.Как ни странно, первым делом замечаешь изюминки, многочисленные отсылки к русской литературе, которые греют душу знающим. Основное место действия — это музей-усадьба вымышленного писателя Щегловитова. На самом деле кинокартина снималась в Абрамцево. Это имение было излюбленным местом русских творцов 19 века. Одно время усадьба принадлежала С. Т. Аксакову, к которому приезжали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев. Когда имение принадлежало С. И. Мамонтову, там работали художники, например В. М. Васнецов, А. А. Серов, И. Е. Репин, М. А. Врубель и многие другие. Это смешно отображено в фильме: в фрагменте, где Пётр ищет дерево, чтобы справить нужду, видно, что почти все деревья — наследия культуры, поскольку посажены известными творцами. В романе Щегловитова, «Записках рыбака», которые принесли ему известность, легко угадать «Записки охотника» Тургенева.
Сам писатель — типичный представитель своего времени: храбрый, бесшабашный, способный на вечную платоническую любовь. А любовь главных героев напоминает начало «Бедной Лизы», где долго не понимаешь, мужчина хочет «поматросить и бросить» или чувства реальны. Музей хотят превратить в очередной экономический центр, из материальной выгоды власти хотят уничтожить цель жизни многих людей, как в «Вишнёвом саде» Чехова. Ситуация с браком замминистра показывает, что некоторые вещи не изменились, ведь это классический брак по расчёту, такой удобный, такой неправильный. В «Двух днях» упоминается много имён из русской классической литературы: имя козы Настасья Филлиповна взятое из «Идиота», Татьяна Ларина из «Евгения Онегина», Князь Мышкин также из «Идиота»…
Дальше чувствуешь кисло-горький слой из ягодок клюквы. Это проблемы, которых много. Любой фрагмент, даже самый светлый, пронизан суровой реальностью. Если герои со счастливыми лицами готовят завтрак, всё равно в краешке кадра маячит жёлтый от грязи холодильник и развалившийся деревенский забор за окном. Если экскурсовод красит губы, то криво и некрасиво.
В то же время там, где показана суровая правда, есть и хорошее. Если герой Бондарчука напивается, а глава музея объясняет ему, как извиняться перед людьми, мы видим, как красив вечерний лес. Если героиня Раппопорт стреляет в воздух и с видом химеры разгоняет свадьбу на территории музея, мы видим и красоту природы (которая присутствует почти в каждом кадре), и горящие глаза влюбляющегося Петра Сергеевича.
В фильме затронуто множество проблем России. Это и образование, из которого будто вытесняют литературу и культуру в целом. Это и пьянство, разрушающее судьбы. Это и чиновничество: продажное, жестокое. Это и тяжёлая жизнь культурной прослойки, которой ради пропитания приходится держать дома скотину. Это, в целом, дураки, живущие своими прихотями, и дороги, на которых они размышляют и понимают, какие же они дураки.
Еле заметно, будто посыпка из терпкой корицы, упомянуты и другие проблемы. Глупость и наглость современных детей, радостно садящихся на памятники культуры, чтобы поиграть на планшете, вместо того, чтобы слушать экскурсию. Неуважение к писателям «третьего ряда». Готовность стоять на коленях перед вышестоящими. Суетность посетителей музея, которые смотрят на произведения искусства через объективы фотоаппаратов, одновременно обсуждая, что делать после экскурсии, потому что разучились эмоционально воспринимать прекрасное. Наглость и пренебрежение к культуре, когда в легендарной усадьбе устраивают свадьбу, по пьяни ломая всё вокруг.
Но основная часть пирога, сладкий бисквит — это, конечно, любовь. Не современная киношная, между героями 18-25 лет, у которых только начинается карьера и жизнь, а настоящая, с привкусом горечи жизненных обстоятельств.
Вместо вишенки на пироге — фигурки козы и козла, любовно орущие друг на друга. Они символизируют Марью Ильинишну, типичного деревенского жителя, и Петра, козла, которого она полюбила, ибо любовь зла.
Особенно впечатляет главная героиня. Смелая, где нужно наглая, честная, храбро сражающаяся за дело своей жизни. В реальности таких женщин мало, в кино и литературе и того меньше. Образ такой сильной героини долго хранится в памяти и оставляет след в душе.
И, наконец, ощущается множество сливок, ягодок и украшений в виде: волшебной музыки, напоминающей классическую, качественной игры актёров, замечательного сценария, хорошего монтажа и впечатляющей операторской работы. Всё это помогает уйти в сюжет и переживать за персонажей, как за живых людей. Но это слишком уютный и светлый фильм, чтобы хоть на секунду поверить, что всё кончится хорошо.
10 из 10