Православное житие, фильм-фэнтэзи или политическая акция?Фильм вызвал неоднозначные чувства...
С кинематографической стороны и операторской работы фильм безупречен. Блестящая игра актеров. Как Розы Хайруллиной в роли Тайдулы, так и Максима Суханова, загримированного, что и не узнать, игравшего митрополита Алексия. Отличной вышла и операторская работа.
Создатели «Орды» не стали делать «церковный лубок», до минимума сократили внешнюю церковную атрибутику и сделали ставку на жесткий экшн, сцены насилия, извращений и скандальный, «нетолерантный» показ «и ныне дикой» азиатчины, я бы не удивился если бы Ордынцев в фильме наделили рогами и копытами для еще большей эффектности в показе абсолютного зла из прейсподни.
Коротко о персонажах из Орды. Азиаты в фильме изображены лишенными (почти) индивидуальных черт, любых проявлений человеческой теплоты или слабости, некими демоническими существами из преисподней, обитателями своего «татаро-монгольского» ада. Хорошо переданная средствами большого экрана бытовая грязь соседствует в фильме с физически ощущаемой ментальной грязью, наполнившей атмосферу в ханском дворце «царя царей» (хана Джанибека) и на улицах Сарая-Берке. Монгольские правители (разговаривающие друг с другом на балкарском (?!) языке) и их воины-нукеры подвержены здесь самым низким суевериям и напрочь лишены какой-либо духовности. В этой атмосфере ордынские правители в борьбе за власть запросто, на глазах у своих придворных и латинских послов душат повернувшихся к ним спиной братьев и отцов, не чураются каннибализма (хотя хан Джанибек «благочестиво» говорит, что «есть людей нельзя»), вожделеют собственных старых матерей, «разделывают» людей, словно овец или карасей для пира.
В научной истории этой случай из опыта взаимоотношений ордынских властей и Русской православной церкви, когда один из церковных иерархов совершил молитву за здоровье правительницы (и, возможно, крестил ее) не несет в себе ничего сверхординарного и рассматривается в русле общего покровительственного отношения монгольских ханов к любому духовенству на территории своих государств. Поскольку освобождение Русской церкви от уплаты всех податей и от всех повинностей, а также установление принципа государственной защиты имущества и положения духовенства были совершены не в 1357 году, когда ханша Тайдулла призвала к себе митрополита Киевского Алексия, а ровно сто лет до этого, в 1257 году, когда монголы первый раз провели перепись населения в этом своем улусе. Единственной повинностью христианского духовенства (в том числе и православного) перед ханской властью на территории Золотой Орды было молиться за здоровье хана и его семьи. Что священники и иерархи исправно и делали.
Этот принцип религиозной терпимости и государственного протекционизма происходит от общего свода законов под названием «Яса Чингис-хана», который действовал сначала в Великой Монгольской империи (Эхэ монгол улас), а затем и во всех ее государствах-преемниках. В том числе и в Золотой Орде, преемнице улуса Джучи.
В фильме «Орда» нет ни исторического материала, исследованного светскими учеными, ни церковной истории из жития святителя Алексия Московского. Заказчики картины из Московского патриархата и ЦНЦ «Православная энциклопедия» в целях более успешного по сравнению с предыдущим своим проектом (фильмом «Поп») проката нового фильма отказались, как уже говорилось, от «церковного лубка», сделали свое «киножитие» в жанре одновременно боевика, фильма ужасов и удобоваримого для молодежи фэнтези, то есть, некоей художественной реконструкции никогда не существовавшего мира или среды...