«Элизиум: Рай не на Земле — полёт в космос ценою в жизнь»Представьте мир, полный спокойствия и успокоения. Мир, в котором царит жёсткий контроль и каждая экстренная ситуация — не более, чем тренировка. Хотели бы жить в таком царстве? Конечно, без вопросов, да? Но, как известно, у каждой светлой стороны есть своя противоположность. В данном случае, вторая сторона такого мира — хаос и безобразие. Центр государства, в котором доминирует борьба за жизнь, а контроль над обществом и цивилизацией считается даром Божьим. Жить в таких условиях захочется мало кому, но места в раю недостаточно, чтобы предоставлять его каждому. Запомните эти слова, ибо в скором будущем обществу будет необходимо делать так — делить стороны на две части во благо себе. Вот только, что делать тем, кто окажется на дне океана? И что делать «счастливцам» с теми, кто пытается выкарабкаться со дна? Нил Бломкамп, полюбивший родные пенаты, постарался показать малую часть дальнейшей жизни человечества. Думаете, всё это — вымысел, основанный для двухчасового кино? Как-бы ни так. Каждое из творений несёт смысл, вспоминать о котором будет каждый посмотревший его картину. Вот только тогда, в будущем, вспомнив любую из его кинолент, мы сможем сказать единственное: «А ведь он был прав, черт побери…». Каждая новая лента заставляет ждать новизну прекрасного режиссёра не потому, что кино снято интересно и качественно, а потому, что в нём будет заложен мудрый смысл. В этом деле Нил хорош, без вопросов.
Земля — место, которое отныне напоминает свалку, а не планету. В 2154 году, времени, когда технологии достигли своего пика, человечество стремительно идёт в ранг «отбросы». Машины заменяют все — их боготворят, в них нуждаются, их хочет каждый. «Скоро начнётся процесс выживания… Процесс, в ходе которого выживут самые сильные из слабейших. Из победителей сделают пушечное мясо, которыми время от времени будут управлять. Каждый, кто хоть как-то проявит себя — счастливчик, но и его со временем ждёт участь, поработившая угнетённых, то есть — смерть», — именно так можно описать будущую жизнь землян. Увы, но время, когда элита общества окончательно наступит на рабочий класс настанет слишком скоро. «Элизиум» чётко показывает, что и как мы будем делать после совершенной реформации в обществе.
Элизиум. Настоящий рай для жителей. Мечтали о месте, где все, что ты желаешь — доступно? Конечно же. Что значит Элизиум для их обитателей и жителей Земли? Небо и земля — такое даже не сравнивается. Каждый хочет оказаться на этой станции, но не каждому дано. Элита пользуется людьми, как пешками и они ничего не могут с этим поделать. На Элизиуме сидит такое же руководство, которое считает так же, как и его жители. Их главное желание от землян, чтобы рабочие продолжали приносить ресурсы для работоспособности космической станции. А что там с самими людьми и их здоровьем — пустяк, который сгинет с их же телом. У богачей давно пропало чувство, когда сострадание хоть как-то мучает их совесть. Отныне у них нет забот, только личные прерогативы.
Элизиум 2154 года представляет собой что-то среднее между технологически развивающимся миром и постапокалипсисом в условиях выживания. Земля, находясь на грани разрушения, переживает последние корни, пущенные человечеством давным-давно. Естественно, как это обычно бывает, мародёры и прочие влиятельные люди пытаются вытянуть из всего этого пользу, что для них удачно выходит. Нил Бломкамп, в первую очередь, хотел показать конфликт между двумя слоями общества, который будет актуален в каждое время. У Земли нет будущего — элита общества давно это поняла, именно поэтому был создан Элизиум. Но в то же время Нил хотел подчеркнуть, что статусное равенство может существовать не только у бедных и богатых. У последних конфликты равноправенства возникают довольно часто, что порой приводит к свершению самосуда. С философской точки зрения, главные антагонисты картины, а именно — наёмный убийца Крюгер (Шарлто Копли) и государственный чиновник Делакур (Джоди Фостер) — люди с собственными целями. Для них — дела политиков не столь важны. Их заботы — их дела. Оба персонажа хотят, чтобы личные интересы не были кем-то нарушены, поэтому и стремятся к их ликвидации любым способом. Вот только, стоит различать разницу между желаемым и безумием.
Крюгер, аka «Самый интересный персонаж картины». Шарлто Копли, любитель Нила Бломпкампа, участвует практически во всех проектах своего соотечественника. На сей раз уроженцу Йоханнесбурга досталась роль бывшего военного, а ныне наёмного убийцы, нанимаемого высшими чинами государства. Крюгер — это Джокер мира DC Comics. Являясь маниакальным убийцей Крюгер находит цель, от которой полностью сходит с ума. Это не то безумие, которое разжижает мозг. У профессионала появился соперник, способный серьёзно поиграть на его биографии. За персонажем Шарлто интересно наблюдать вовсе не из-за раскрытия его личности, а из-за самого актёра. Будучи вовлеченный в процесс, Шарлто показывает достойную игру социопата. К концу ленты понимаешь, что посторонние вещи (политика, чиновники) ему надоели. Он хочет достичь своей цели и неважно каким образом это сделать.
Министр Делакур, ака «Женщина со своими заботами, сильная снаружи, но робкая внутри». Джоди Фостер схожа с прошлым персонажем общими интересами. Вначале, для каждого из них важна одна цель, но по мере развития сценария, герои понимают, что совместного будущего между ними нет. У актёров нет совместных эпизодов (точней, только одна), но химия, установленная между ними достойна похвалы. Джоди — это своеобразная начальница, требующая от подчинённых ежеминутные отчёты. Фостер — настоящий ас своего дела. От неё веет командным делом, именно поэтому она удачно справилась со своей ролью. Порой даже задумываешься о её наличии в кадре. Уж слишком мало было её…
Вердикт. Решились посмотреть фильм ради экшна, попутно заручившись попкорном? Пожалуйста, Ваше дело. Но если под конец картины Вы так и не поймёте суть, ради которой Нил взялся за её создание — то Вы глупец. «Элизиум: Рай не на Земле» был создан не с целью забавы и «мощного кинца». В ленте заложена философская суть, понять которую очень просто. Вопрос в том: «А сможете ли это сделать?». Поняли — хорошо. Нет — продолжайте есть попкорн, удачно получается.
Лучшая сцена картины: Совместный эпизод Шарлто Копли и Джоди Фостер. Сцена, хорошо объясняющая все мучения Крюгера, сложившиеся вокруг него. Чем примечателен эпизод — в наемном убийце многие могут узнать себя, когда окружающая обстановка их достала.
Активировать Крюгера.
Приятного просмотра!