Even breaking is openingПолнометражный режиссёрский дебют
Ди Риис, снятый по собственному сценарию дебютировал в конкурсной программе Сандэнс 2011, и, в последствии, был отмечен на Independent Spirit Awards 2012; исполнительница главной роли
Одеперо Одуйе получила соответствующую номинацию, а Риис — почётную награду имени Джона Кассаветиса. Остро-социальные темы — типичный объект подобного кино, однако, важно не просто обратить внимание на проблему, но ещё и сделать картину понятной зрителю, пробудить в нём интерес. И Риис это получается легко и непринуждённо, благодаря детально проработанному целостному сценарию, уверенной, но ненавязчивой режиссуре; а также, не в последнюю очередь, этому способствует замечательная операторская работа
Брэдфорда Янга, отмеченная заслуженным призом на Сандэнс.
Алике учится в старшей школе, и она лесбиянка. Ей семнадцать, соответственно, совсем скоро её ждут большие перемены в жизни. Она чётко осознаёт свою ориентацию, но не чувствует себя с ней комфортно. И, разумеется, её родители, хоть и подозревают о том, кто она — до последнего хотят надеяться на «лучшее», игнорировать очевидное, и пытаются наставить Алике на «путь истинный»; как будто их слова могут что-то изменить. Алике живёт в двух мирах; на улице и в школе она старается быть похожей на парня, носит соответствующую одежду и прячет волосы под кепкой; дома же преображается в «обычную» девушку. Разумеется, если самые близкие люди, вместо того, чтобы принять человека таким, какой он есть, лишь молчаливо осуждают его и заставляют испытывать чувство вины — чего тогда ждать от внешнего мира? Но всё же, Алике не до конца одинока; у неё есть друг — буч Лора, с которым (с которой) они посещают клуб. Отношения сугубо дружеские, у Лоры своя жизнь, но она уже освободилась от родительского гнёта (у неё была схожая ситуация) и живёт самостоятельно. Лора более опытна, и пытается, по возможности, помочь Алике найти себя.
Фильм Ди Риис во многом автобиографичен, поэтому в достоверности изложения ситуации сомневаться не приходится. При этом, история Риис не является простой банальной иллюстрацией на тему того, как плохо быть «не таким как все», и не пытается отстаивать какие-либо права каких бы там ни было меньшинств. Режиссёр не призывает «отверженных» строить баррикады, но отчётливо даёт понять, что главный вопрос не «кто ты»; главный вопрос — «что ты будешь с этим делать». И сценарий предполагает чёткую и завершённую историю, показывая выбор, который делает главная героиня и все предпосылки к нему. Не обошлось здесь, конечно, и без сквозных тем, таких, как некая «драма первой любви», но всё это лишь добавляет картине естественности и честных эмоциональных переживаний её героям. Актёрские работы великолепны и искренны. Общая постановка ровная, сценарий чётко прописан, дабы лишить действие ненужных эпизодов, уверенная камера Янга с лёгкостью выхватывает нужные ракурсы, и фильм затягивает; все персонажи раскрыты в полной мере, всё происходящее осмысленно и понятно, и никаких вопросов не возникает. Риис не ударяется в неуместное морализаторство, предпочитая дать возможность зрителю самому проникнуться эмоциями героев, но и здесь не перегибая палку, оставаясь в рамках жизненной истории без провокационной чернухи и излишнего драматизма.
«
Pariah» — фильм о социальном изгое, но картина не пытается эксплуатировать эту тему, не пытается быть излишне острой, и поэтому она не вызывает отторжения, а, наоборот, в полной мере поглощает своей скромной историей.
Ди Риис знает, что делать со своими персонажами и как это лучше показать на экране; но самое главное — она обладает чётким видением описываемых в своём фильме проблем, и показывает историю взросления, становления и освобождения с неподдельной искренностью и пониманием.
8 из 10