Фильм, который ждали многие.Сразу скажу, что в хоккее не разбираюсь, спортивные драмы смотрю нечасто, но пройти мимо этого фильма было бы странно — он про знаменитого спортсмена, и к тому же, тут как бы возрождение российского кино пытаются увидеть. Посмотрела, шедевром не показался, дома мужу на вопросы ответила, фильм ещё слабее стал выглядеть. Первый вопрос: — Про Третьяка говорили? — Да вроде ни слова! Так, болтался кто-то в воротах во время знаменитого матча. — Про Якушева было? — Нет, только про «Гуся» (Гусев). — Лучший друг Валерий Васильев? — Ничего! Акцент смещён на главного героя настолько, что остальные — какие-то тени, а ведь это командная игра.
Муж напел «Трус не играет в хоккей» и тут я почувствовала себя просто обделённой — не было этой песни, даже намёка на неё не было, а ведь мы родом из СССР, мы все её знали. И «Профессионалам — зарплата навалом» Высоцкого — тоже не было!
Реклама убеждала, что эта картина про звезду советского хоккея, да не вольная фантазия на тему, а биография. Понятно, что фильм из особого жанра «патриотическое кино». От слова «патриотизм» меня не коробит, фамилию Харламов знаю с детства, была готова не замечать недостатки сценария, полюбоваться на Меньшикова, всплакнуть чисто по-женски. Увы, мне не дали для этого почти никакого повода. Восхищенные отзывы читала, такое впечатление, что мы смотрели разные фильмы. Сценарий — какая-то мешанина из фактов, к тому же, фильм обрывается на взлёте карьеры Валерия, режиссерская работа ничем особо не запоминается, музыка на патриотический подъем не работает. Вот только и остается, что на актеров смотреть.
Меньшиков ожидаемо понравился, хотя есть нюанс: из-за того, что он по типажу не очень подходит, в начале фильма уж слишком видна попытка добавить крутизны герою. Но его игра во время того знаменитого матча — меня зацепило. Такая особая прочная связь спортсмена с тренером, без неё, наверно, никуда.
Об исполнителе главной роли я раньше ничего не знала, и не могу сказать, что его игра меня чем-то поразила. По-моему, он просто «держал лицо», стараясь быть похожим, а когда эти старания заметны, они не убеждают. Поведение матери Валеры в самом начале — фальшь, смотреть неприятно (разве так реагирует мать на опасность для жизни её ребёнка?), и дальше ни её игра, ни отца ничем не впечатлила. Любовная линия не запомнилась, полуголые тела в кадре появляются, но не впечатляют и отрезают часть потенциальных зрителей — возрастное ограничение 6+ выглядит диковато.
Про быков в Испании явно просто наврали, для красного словца. Маленький Валерий остался один на один с разъярённым быком и не дрогнул? Красиво и страшновато, но сама сцена выглядит затянутой. Хотели показать происхождение Харламова (его мать — испанка) и силу духа? Ерунда получилась, не верю, и быки слишком нарочито показаны — огромные звери почти во весь экран. Позже становится понятно, зачем они были нужны: в матче канадцы показаны примерно такими же монстрами.
Эпизод с заводскими трубами, на который обратили внимание многие зрители, тоже выглядит притянутым за уши: зачем лезть на такую высоту для беседы с другом? Опять силу духа показать? Такая нарочитость только отталкивает, придает пародийности. Лучше бы про его слабое здоровье упомянули — после ангины даже порок сердца ставили, а отец повёл в хоккейную секцию, и удалось победить диагнозы. Да, и первая авария была в 1976 году, а вовсе не перед самой Суперсерией 1972 года. Зачем так перевирать? Неужели мало у Харламова заслуг, что надо нарочно давить зрителям на психику?
В фильме много явных приколов, добавляющих ненужной комедийности, меня они почему-то не радовали: общение через балкон, наставление тренера в самом «подходящем» месте, то, как советские люди следили за трансляцией, в то время, как этой трансляции в принципе не было из-за разницы в часовых поясах.
В фильме не только вольно перетасовали факты жизни Валерия, но и не раскрыли его отношения с близкими людьми: родители, любимая девушка воспринимаются скорее, как массовка. Взаимодействие с тренером, сыгравшим в его жизни очень большую роль, тоже не убеждает. При просмотре возникает ощущение, что Тарасов просто гнобил Харламова, а тот всё терпел, уж очень хотел играть. Бобров вообще показан тенью, случайно получившей такую замечательную команду, по несправедливости отнятую у Тарасова. Только после фильма я узнала, что это был великий тренер.
Окончание фильма разочаровало: после того матча ничего больше нет. Мы не узнали ничего про дальнейшие достижения главного героя, из-за которых он и стал легендой. И музыка на титрах тоскливая — типа, хоккей умер? Я не почувствовала патриотического подъёма при таком окончании. Считаю, что в жанре биография настолько искажать факты просто неприлично. Симпатичное лицо главного героя, Олег Меньшиков — любимец женщин, карикатурные ситуации и видеокамеры, вставленные в шайбы — явно недостаточно для сильной спортивной драмы. Знаю, что зрители хлопали на титрах. Но, думаю, они хлопали Харламову — великому хоккеисту, которого сами увидели в этой картине не благодаря, а вопреки стараниям создателей, из-за своей ностальгии по СССР, горячему желанию видеть спортивные победы нашей страны.
6 из 10