Команда молодости нашейЗаявленный как биография, этот фильм, конечно, охватывает значительно больше аспектов, нежели просто жизнеописание хоккеиста Харламова. Это фильм о любви к хоккею, к спорту, к семье, к женщине, о дружбе между членами одной команды и разных, о партнерстве и товариществе, об отношениях между Учителем и учениками — да и еще много о чем.
Сценарий прописан очень грамотно — показаны наиболее яркие моменты становления Харламова как выдающегося спортсмена, в этой связи, конечно, интересен его «апгрейд» — от мелочных по сути, мальчишеских обид на тренера Анатолия Тарасова за то, что тот слишком жестко проверял характер молодого спортсмена до в высшей степени достойного поведения в коллизиях и интригах спортивных функционеров. Умеренное соотношение между личной жизнью Харламова и спортивной — собственно, ради чего большинство зрителей и идет на этот фильм — ради демонстрации слаженности и сдруженности советской команды во время важнейшего испытания. И эта слаженность была таки показана — на высшем уровне операторского искусства, хотя постоянно вращающуюся вокруг персонажа камеру с бешеной скоростью можно скорее отнести к одному из немногочисленных минусов.
Другой минус — это заметное провисание любовной линии с сравнении с динамичной спортивной. Действительно, сцены с участием Светланы Ивановой выглядят уныло по сравнению со сценами тренировок, матчей и бесед с Тарасовым. К слову, Меньшиков приятно удивил — его игра превосходна, за ней забываешь о внешнем несходстве, а линия Харламов — Тарасов настолько трогательна, насколько и проникновенна. Более того — у этой истории много чему можно поучиться, и это касается не только спортсменов.
Игра Данилы Козловского тоже достаточно убедительна, хорошо, что он сумел ненавязчиво донести до зрителя вечные, если подумать, ценности и простые истины — то, что предавать своего наставника да и кого бы то ни было — нехорошо, даже если и стратегически оправдано, что действия в дружном единстве эффективнее, чем сепаратно, что нельзя забывать о семейных связях и главное — что нужно во что бы то и стало стремиться к своей заветной мечте.
Игра актеров второстепенных персонажей также хороша, за исключением, пожалуй, чересчур карикатурно изображенных канадцев и Светланы Ивановой — мне кажется, роль не потребовала какого-то исключительного актерского таланта, с ней могла справиться другая, более миловидная девушка.
А так очень понравилась Александра Грепи в роли матери Валеры, Александр Лобанов, Александр Рагулин в роли хоккеистов, да и вообще вся команда ЦСКА, а потом и Советская Сборная замечательно сыграна — во всех смыслах.
Я могу сказать, что пафос — в хорошем смысле слова — игры Суперсерии в 1972 году был передан очень хорошо, напряженная атмосфера, динамичная съемка — этот момент действительно пробивает на слезу. И становится грустно оттого что время патриотичного хоккея и некоммерческого спорта ушло в прошлое, сейчас об этом можно думать только с ностальгией — ведь как это прекрасно, когда вся страна собирается вместе в едином порыве, когда изо всех окон синхронно раздается заветное «гооол»!
В заключение хотелось бы добавить, что несмотря на название и общую сюжетную линию, это кино не столько о хоккеисте Харламове, сколько о тренере и Учителе — Анатолии Тарасове.