Жажда кровиВ раритетном боевике 90-х годов, маньяк бросил чемпиону мира по боксу фразу: «У тебя нет инстинкта убийцы!» В самом деле, зачем этот инстинкт нужен, если тело натренировано, разум крепок, а руки обучены? Человек, наделенный этим страшным качеством, в критический момент перестает быть человеком, а превращается в бездушную машину, призванную лишь нести смерть. Что не обязательно для спорта, явно не помешает в обстановке реальных боевых действий. Матерый пилот готов вложить все свое сознание в рычаг гашетки, когда ловит перед собой цель. Неизвестно, чего было больше у непревзойденных асов вроде Манфреда фон Рихтгофена или Ивана Кожедуба — выучки, смелости или того самого инстинкта убийцы, но несомненно одно: в разорванном самолетными крыльями небе эти люди видели лишь своего врага и были свободны от мыслей о вероятности поражения.
Постановка Дэмиэна Ненова демонстрирует фрагмент воздушного боя, в котором сходятся летчики, готовые натурально грызть штурвал и сломать кнопку гашетки в желании уничтожить неприятеля. Оформленная в духе комиксов короткометражка «Пути ненависти» показывает стремительность превращения пилота в озверевшего дикаря, чей разум затуманен жаждой крови. Точно выбитые на штамповочном станке, зияют дыры на корпусах, свистят в воздухе бесчисленные пули, но самолеты по-прежнему целы и не видно сражению конца. Угрожающе моргают лампами шкалы горючего, патроны на исходе, но нет до этого дела воинственным пилотам. Враг жив, а он должен быть истреблен! Любой ценой, хоть все снаряды извести, хоть на таран взять, если придется. Что за бешеные инстинкты воцаряются в головах солдат? Это лишь верность присяге и ортодоксальное служение отчизне? Не только.
Пусть и не в самом привычном для зрителя анимационном исполнении, у польского режиссера вышел очень зрелищный и потрясающе динамичный бой, но вне зависимости от его вероятного исхода, отнюдь не он главенствует в мультфильме. Безудержная ярость, сводящий скулы гнев, испепеляющая злоба и жажда крови царят на этом жестоком балу. Пилоты не имеют имен, их звания неизвестны, они безжалостны с трогательными символами гражданской жизни, некогда занимавшими видное место в кабине каждого, и съежившийся до размеров авиационного силуэта мир наполняется багрово-красным цветом. Чем дольше длится перестрелка, тем больше переполняется сосуд ярости у каждого из воюющих. Равность сил играет на разжигание ненависти, и с какого-то момента исчезает все материальное в этой шокирующей зарисовке. Дэмиэну Ненову близки геометрические фигуры, с их помощью он пытается найти наиболее подходящее определение человеческой агрессии, но то лишь часть режиссерского замысла. В действительности форма волнует поляка больше содержания, и потому такими гротескно-безумными выглядят его герои. Точно испившие чаши с отравленным вином из легенд о Вакхе, люди за штурвалами — уже не солдаты. Они — худшее воплощение своих кошмаров, которым не место в кабине самолета. Демонстрируемая на экране жажда крови все дальше от инстинкта убийцы и все ближе к сумрачному отображению абсолютного зла, коим и является любая война.
Разительный цветовой контраст между началом мультфильма и его концом воплощает режиссерский пессимизм относительно способности человека оставаться самим собой в критические минуты. Дэмиэн Ненов обходится без воспевания оды войне, а призывает к пониманию людской сущности, которая подвергается суровому испытанию. Есть ли надежда для тех, кто прошел по пути ненависти и остался в жизни? Вряд ли, иначе термин «потерянное поколение» никогда бы не укоренился. Однако что было в прошлом — совершенно необязательно должно случиться в будущем. В конечном счете, любая война должна когда-нибудь окончиться, и ненависти возможно найти иной выход, не направленный на варварское уничтожение жизни.
9 из 10