Псевдоитальянский хоррорАртуру с любовью
Итальянская ветвь хоррора, как её называют, давно завяла, упокоившись во мраке вечной ночи именами Марио Бавы, Риккардо Фреда, Лючио Фульчи, Антонио Маргерити или в благородной пенсии Умберто Ленци. Изредка дававший о себе знать Ламберто Бава тоже, очевидно, ныне ушёл на покой, а Микеле Соави ещё в 1990-е отошёл от хоррора. Но иногда в прокат выходят italian horror movie, заставляя пускать ностальгическую слезу многочисленных поклонников этого направления.
Некий Рафаэль Пиккио в 2011 году дебютировал одним из таких хорроров. Он, очевидно, получал вдохновение в недрах итальянской школы ужасов, оттого использует кадры из «Кровавого палача» Массимо Пупилло. Даже сюжет его фильма несколько соприкасается с давней историей о воскресшем средневековом палаче. А ещё Пиккио вдохновлялся реальными убийствами 1975 года, совершёнными в одной из итальянских коммун, а потому попытался воспроизвести на экране муки и страдания двух иностранных девушек, которых жестоко насилуют трое отморозков в лесу. Не будем забывать и истории о гладиаторах, особенно привычными для Голливуда 1950-1960 гг. Они были рабами, вполне не фигурально обречёнными на смерть.
Постановщик, будучи дитём своей эпохи и помня заветы покойного дедушки Хершелла, не мог не включить gore-элементы, а также антураж слэшера. Пролог, имитирующий home video, настраивал на не просто бескомпромиссную резню, а на хоррор с фрейдистскими мотивами, где будет как-то раскрыта заявленная тема педофилии. Рисованные титры придавали ещё больше шарма, так как позволяли надеяться на некий социальный элемент истории, где гладиаторы мстят потомкам древнеримских зевак, на потеху которых и устраивали гладиаторские бои. Все люди обречены на смерть, но у большинства есть отсрочка приговора. У гладиаторов её не было, и почти все они умирали на арене Колизея под довольный свист толпы.
Пиккио хотелось усидеть на двух стульях — снять и нечто большее, чем примитивный слэшер, и в то же время сотворить бескомпромиссную резню, где потенциальные убийцы и две их жертвы оказались во владениях призраков гладиаторов, которым безразлично, кого убивать. Режиссёр, образно выражаясь, сам устраивает гладиаторские бои для зрителя, который, по его мнению, требует только хлеба и зрелищ. Оттого тут немало эротических сцен и насилия, но всё подано постановщиком абсолютно без фантазии, так что поневоле затоскуешь по gore-фильмам одарённого беспредельщика Брайана Паулина. Для того чтобы снимать gore, нужно быть немного infant terrible, а Пиккио лишь infant dollar, мечтающий хорошенько срубить деньгу на современной моде на fright flick и попивать винцо на вилле в Сардинии. Оттого постановщик нисколько не заботится об атмосфере и банально о том, чтобы зритель хоть что-то увидал в фильме, где основное действие происходит ночью. Очень недостаёт искусственного освещения, а лунный свет Пиккио использовать не научился. Паулин, конечно, тоже не всегда хорошо снимает, но как забыть разрыв на две половинки обнажённой попки terrible girl, с фонтанами крови и нечеловеческими криками из его «Кровавых свиней». Гладиаторы, впрочем, хороши, выглядят убедительно, но их появления придётся ждать почти до финала.
В общем, с какой стороны не подойди к дебюту Пиккио, а с любой он нехорош, так что в оное время постановщика самого бы распяли на кресте за такое развлечение для народа. Впрочем, на фоне совсем серого «Слепого короля», дебют режиссёра может похвастаться хоть нетривиальным сюжетным ходом о восставших гладиаторах, словно специально воскресших для приобщения к боли потенциальных насильников и их несостоявшихся жертв.
5 из 10
Отзыв 2017 г.