Молилась ли ты на ночь, бизнес-вумен?Был такой у Виа Гры ролик, где три женщины вылезают из космического корабля-таблетки и поют «Сердце требует мести, даже лет через двести это время я не забуду если… доживу». Жаль, что де Пальма этот клип не видел… Сам вдохновился)
Когда-то довольно давно помню, как смотрела в кино «Черную орхидею». Помню, то там были красивые женщины, убийства. И помню, что ничего не поняла. После озадаченных комментариев к новой работе де Пальмы, я поняла, что непонимание — это его цель, а эстетическое запутывание — метод. Поэтому я просто приготовилась смотреть на красивых женщин) А они у Пальмы даже не просто красивые, а накрашенные и одетые до похоронного голливудского нафталина. Словно из каких-то фильмов про вампиров. Даже моя любимая Нуми здесь пугающе женщина. Пугающе бизнес-вумен. И таких бизнес-богатырей на каблуках здесь трое: опять же по правилам Виа Гры — пепельная блондинка, жгучая брюнетка и рыженькая немка для заполнения середины спектра. Эта рыженькая робкая секретарша в жилете пажа, к слову, как раз недавно снялась в фильме про вампирш в качестве девушки-неофита, которой отчаянно домогается блондинка-матерая вампирша. Но — увы, не судьба («Вкус ночи»). Здесь роли к концу меняются. Домогается она и убивают несчастную и нелюбимую ее. Эстетическая борьба блондинок и блондинок, блондинок и брюнеток великолепно отработана Тарантино. Кто хитрее, кто красивее, кто опаснее. Кто выиграет. Да, и «Побочный эффект», конечно, вспоминается: потому что про наркотические лекарства от депрессии, про эротические сцены между женщинами, про подлость и про другую девушку с татуировкой дракона.
Де Пальма — определенно путаник. Это его почерк и стиль. Он продумывает все улики, зацепки. Красочно их отснимает, выкладывает пасьянс… а потом перемешивает всю колоду. И не чтобы другой пасьянс сложился, а чтобы карты в конце из разных «улиц» красиво легли. Ему нравится поворачивать восприятие зрителя на 90 градусов, ломать всю построенную конструкцию. И не важно, что с каждым поворотом история выглядит всё более странной и не случившейся в принципе.
Мне показался этот фильм прекрасной притчей про месть. Здесь, кстати, есть и цитата-отсылка-эпиграф к «Убить Билла». Только к концу чувствуется какое-то назидательное нагнетание, что-то роковое от «Ромео и Джульетты», когда месть приводит к двум лежащим трупам. Месть всегда будет душить и будет задушена. Здесь нет такой мести, которая может выиграть (как у Тарантино). Здесь месть — это какая-то бесконечная гонка с перехлестом. И не верьте рецензиям: унижены здесь все. У всех есть амбиции. И все мстят. Кроме мужчин. Которые смирно полируют страпон в сторонке.
Почему де Пальма снял кино про лесбийские отношения и месть? Про какие-то симметричные грани женских страстей. Про эротизм, месть и доминирование. Как женщина хочет любви и самоутверждения, создает себе двойника и от этого двойника, объекта своей страсти погибает. Какой-то «Черный лебедь» в офисах получается. С па-де-де карьерных перестановок. И они задушат друг друга в конкуренции за главную партию белоснежным шарфиком.
Прекрасные женщины идут по подиуму в дорогих туфлях. И оступаются. И падают. И сворачивают шеи. И подталкивают. И смеются. И плачут. И душат. Вот об этом фильм с хичкоковской кульминацией под музыку Дебюсси. И чтобы оценить красоту этой сцены, вспомните, как фавн трепетно держал тонкий шарф прекрасной ускользнувшей от него нимфы. И тогда последние кадры превращаются в лежащую истому страстной ярости, вместо любви.