«Страсть»: Преступление, наказание и опасные связи.Культовый режиссер Брайан Де Пальма снял ремейк остросюжетного фильма «Преступление из-за любви» (Ален Корно, 2010), превратив его психологический триллер, переименовав в «Страсть» и придав неповторимую атмосферу.
«Преступление из-за любви» - фильм вполне среднестатистический, впрочем, с заявкой на нечто большее. Де Пальма же, взяв сюжетный остов, изменил множество нюансов и полностью переделал окончание. История о двух карьеристках, чьи отношения, начинаясь как профессиональные, затем перейдут в более интимную стадию, включающую в себя секс, тайны, унижение, шантаж, не кажется обладающей потенциалом достаточным для перехода фильма, основывающегося на ней, в разряд культового. Однако, Де Пальма наполняет кинематографическое пространство психологией и безупречным как внутренним, так и визуальным стилем.
По сравнению со «Страстью» «Преступление из-за любви» смотрится как пилотный эпизод рядом с хорошо профинансированной выпущенной в эфир серией. Здесь чувствуется настоящий кинематографический класс. Метафоричность пронизывает буквально все – от одежды главных героинь (развязные яркие цвета легких тканей противопоставляются черным наглухо запахнутым тяжелым пиджакам) до стиля съемки. Если первая половина фильма, в которой атмосфера и отношения между героями становятся все мрачнее и сложнее, выглядит просто идеально, то начиная с событийного поворота, картинка меняется, теряя свою пропорциональность. На смену пропорции приходят оригинальные ракурсы и потеря стандартного фокуса. Также в качестве художественного приема используется сдвоенное изображение – события предшествующие кульминационному моменту идут параллельно с балетом под Нежинского-Дебюсси «Afternoon of a Faun».
Жанр «Страсти» это, безусловно, психологический триллер, такого высокого уровня, в котором для создания напряжения требуется только актерская игра и никаких визуальных эффектов. В этом смысле Де Пальма обходит Дэнни Бойла и его «Транс», в котором игру МакЭвоя порой затмевали визуальные находки художника постановщика, а концовка оказалась смазанной и слишком примитивной, хотя в целом фильм был неплох. У Де Пальмы внутреннее состояние героя является первичным и детерминирует абсолютно все происходящее на экране, порождая нелинейность сюжета и открытый финал.
Кастинг фильма был проведен идеально Нуми Рапас и Рэйчел МакАдамс блестяще справляются со своей актерской задачей. Главная мужская роль отошла англичанину Полу Андерсену, который известен актерским талантом, воплощением Себастиана Морана и невероятно стильной прической. К слову, в оригинальной французской версии эту же роль исполнял не менее импозантный Патрик Милле.
«Страсть» - очевидно (в силу различных причин) недооцененный фильм. Для рядового зрителя он покажется слишком сложным, и тот предпочтет схожий по жанру, но более простой по содержанию «Транс». Для престижных кинонаград фильм слишком камерный, хотя это скорее достоинство, нежели недостаток. Фильм, смыслом которого является препарирование человеческих страстей в широком понимании (от сладострастия до жажды денег), а также рассуждения на тему преступления и наказания всегда актуален и обязателен к просмотру.
Брайан Де Пальма этой киноработой ставит важные вопросы, и в метафорической, иносказательной, непрямолинейной форме дает на них ответы. Но, «Страсть» это тот редкий по нынешним временам случай, когда зрителю полагается не просто смотреть, но видеть и мыслить. Ведь не только главной героине «Страсти» предстоит невозможное решение и выбор между ужасным концом и ужасом без конца.