«Pieta» — Еще один шедевр о мести.Месть — излюбленная тема различных художественных произведений — как литературы, так и театра, как кино, так и даже живописи. Но если в остальных видах искусства теме мести посвящали и посвящают свои творения люди разных национальностей, то в кино эта тема в последние годы — исключительно азиатская, а, если быть более точным, прерогатива. Более того, именно корейские кинематографисты, очевидно, знают о мести что-то такое, чего нам, европейцам и американцам ну никак не понять. Даже самый знаменитый фильм о мести двухтысячных, «Убить Билла» (имеются ввиду, конечно, обе части), полон азиатских мотивов и снят в соответствующем стиле. И вот до темы возмездия добрался наконец-то недавно выставивший напоказ свои страдания (речь идет о фильме «Arirang!) Ким Ки Док. И сделал это великолепно.
После «Трилогии мести» и конкретно фильма «Oldeuboi» Пак Чхан-ука никого не удивишь внезапными поворотами сюжета. После гениального «Akmareul boatda» Ким Чжи Уна никого не испугаешь натуралистичными сценами насилия. Ким Ки Док и не пытался. Он просто сделал то, что делал всегда — рассказал историю. Историю о жестоком безразличном и одиноком человеке, который внезапно находит то, чего был лишен всю свою жизнь. Потом теряет. Потом снова — совсем уже ненадолго — находит. И осознает ошибки. История, вроде, не новая и даже банальная, и если бы «Пьету» снял любой другой режиссер, она навряд ли получилась бы тем, чем получилась. Но снял ее Ким Ки Док. И поэтому «Пьета» — шедевр.
Во-первых, фильм поразительно красиво снят. Это при том, что Ким Ки Док — никакой не визионер. Он не Карвай и тем более не Линч. Фильм снят удивительно просто — почти что Дарденны. Но при своей красоте он выглядит просто великолепно: задворки, замкнутые пространства, различные механизмы, трущобы и клоаки — у Дока они выглядят чуть ли не красивее, чем, например, красные занавеси у Линча (а что может быть красивее?).
Во-вторых, «Пьета» замечательно разыграна. Корейские актеры, при их на европейский взгляд отсутствии характерности создают такие характеры, что позавидует любой западный актер новой волны. Особенно хочется отметить, конечно, исполнителей главных ролей — Чо Мин Су, мать главного героя и Ли Чжон Чжина, собственно нашего протагониста. Их эмоции выглядят не только не наигранными — они живые.
В-третьих, приятно наконец-то увидеть новый фильм Ким Ки Дока. Согласитесь, режиссерская исповедь в «Ариране» — не самое кинематографичное зрелище, об «Амине» вообще хочется поскорее забыть, и вообще после «Пустого дома» действительных шедевров от корейского мастера я не наблюдал. «Пьета» — именно шедевр.
Браво, Ким Ки Док!
9 из 10