А он такой солнечный и праздный, этот Саммерайл...В 60-х годах прошлого столетия в Лондоне произошла встреча Робина Харди и Энтони Шэффера. Результатом этой встречи стало появление бизнес-компании 'Hardy Shaffer Ferguson Avery', рекламные ролики для которой снимает сам Харди, а Шэффер выступает в качестве сценариста. Также Харди очень сильно интересовала тематика христианских и языческих культов, да так, что он даже выпустил несколько книг по своим исследованиям специфической тематики. На этом Харди решил не останавливаться и, призвав на помощь Шэффера, они приступили к созданию фильма, получившего название 'Плетёный человек', который впоследствии стал признанной классикой так называемого жанра фольк-хоррор.
События строятся вокруг удалённого от цивилизации островка Саммерайла и его странных на наш взгляд обитателей. Именно на Саммерайл с целью расследования загадочного исчезновения девушки пребывает сержант полиции Нил Хоуи (Эдвард Вудворд). Обособленные, взращенные на своих весьма удивительных религиозных взглядах и холодно относящиеся к чужакам жители Саммерайла буквально выводят сержанта из состояния равновесия. Будучи ревностным христианином, он с гневом воспринимает сексуальную раскрепощённость и недвусмысленные слова и песни о физических взаимоотношениях на Саммерайле. Но этим Хоуи вызывает лишь скепсис, недопонимание и насмешки островитян. Между тем являясь полицейским, прибыв вести расследование, Хоуи пытается отыскать следы исчезнувшей девушки, но он не знает, что впереди его ждёт. А там ничего хорошего остров не обещает...
Конечно, британцы всегда умели шокировать публику своими жёсткими, а порой и жестокими фильмами. Самые наглядные примеры британской провокационности и желания разрушения рамок - это 'Если...' (1968) и 'Заводной апельсин' (1971). Кстати, в обеих лентах заглавная роль была отведена Малкольму МакДауэллу, который в те года был в необычайном фаворе и буквально мог диктовать свои условия на съёмочной площадке. Но возвращаемся к 'Плетёному человеку'. Конечно, одна из главных сюжетных нитей, которые выделяют картину, - это демонстрация совокуплений и сексуальная раскрепощённость, существующая на Саммерайле как в порядке вещей, как мы с вами за покупками ходим. Неожиданный, конечно, ход, но такая открытость и визуальная беспощадность даже сейчас смотрятся с удивлением, а моментами и с осуждением.
Второй момент, выделяющий 'Плетёного человека', - это знакомство зрителя через фильм с языческими культами. Сей вопрос уже поднимался в кинематографе, но по большей части был приобщён к документалистике, а тут живой художественный фильм раскрывает некие тайны из истории человечества. Да ещё и с такой пугающей прямолинейностью, что можно задуматься, что данные культы существуют по сей день. А может и действительно существуют, только в уже новой интерпретации. Но ещё раз стоит обратить внимание на дату выхода фильма и это покажется необыкновенным, что такой фильм как 'Плетёный человек' прошёл цензуру. И пришло время сказать несколько слов об актёрской работе. И можно даже утверждать, что все постарались выполнить функции, воплощая образы, как того требовал жанр. Герой Эдвард Вудворд действительно смотрелся 'белой вороной' на острове, но стоит вкусить ту экспрессию, которую он дарит в неожиданной концовке 'Плетёного человека'. И красивые женщины тут присутствуют, которые придают эффектности ленте, ведь никогда от таких не будешь ожидать подвоха.
В целом, достаточно очевидно, почему же 'Плетёный человек' признан классикой жанра и немного раскрыл его грани, добавив эстетики так называемого фольк-хоррора. Да и сюжет построен даже для нашего времени, когда вышли ещё тысячи фильмов и сотни в жанре ужасов, несколько нестандартно, а о провокационности уже было сказано несколько раз. И актёрская игра под стать ужасам, надо бы учиться некоторым на 'Плетёном человеке', а фильм прямо-таки утверждает, что сеттинги могут быть иными, а не заброшенные дома либо психлечебницы, да и главным действующими персонажами могут быть не только тинэйджеры.
8 из 10