Далеко не чернушная социалка, а нечто большееУчащиеся старшей школы решают выбрать лидера посредством простой игры. Необходимо встать на карниз крыши и, стараясь не упасть, сделать несколько хлопков ладонями, после чего схватиться за перекладину. Кто больше хлопков сделает, не упав, тот и победитель. Лидером становится парень по имени Куджо. Отныне он заправляет всем в школе. Однако его другу Аоки не нравится отстраненность Куджо — он жаждет жестокости. Потом он хочет доказать всем, что сам является лидером, и пытается сделать больше хлопков на крыше школы.
Фильм Тоёды, хотя и содержит множество сцен наплевательского отношения школьников к учебе и жизни, вовсе не является чернушной социалкой. Это фильм прежде всего о подростковом одиночестве. И Куджо, и Аоки отчаянно ищут свое место в мире, но не могут найти его иначе кроме как в виде самоутверждения посредством насилия в обществе ровесников. Насилие Тоёда показывает без прикрас, впрочем, и не без киношной эффектности. Например, один из учеников убивает одноклассника несколькими ударами широченного мясницкого ножа. Это был его способ самоутверждения. Своим поведением подростки нащупывают границы дозволенного, и для них не существует авторитетов. Они разрисовывают из баллончика стены школы своими метками, обозначающими границы владений, курят прямо в школьных коридорах и могут запустить ботинком в учителя во время урока. И, конечно, они унижают тех, кто слабее.
Куджо, внешне равнодушный, хотя и ревностно защищающий свое право быть лидером, казалось бы, уже готов выйти из подросткового возраста и признать ценности мира взрослых. Однако что-то ему еще мешает это сделать, поэтому он молчаливо попустительствует насилию, творимому его другом Аоки. Пока еще у него есть будущее, но он может легко загубить его одним неверным поступком, как это сделали другие, не успевшие закончить школу, а уже попавшие в якудза или в тюрьму, а то и вовсе разбившиеся насмерть, как Аоки. Куджо и Аоки агрессивно пытаются вырвать у судьбы свое право на будущее, не понимая, что для этого нужно работать и ставить цели. Куджо прямо так и говорит, что его пугают люди, имеющие цель. А пока это так, они вынуждены обманываться, считая, что унизить слабого — это и есть состояться.
«Синяя весна» пронизана холодом, который почти экзистенциален. Современная японская школа, которая, казалось бы, должна быть средоточием молодости и энергии, выглядит пустынно, как сталкерская зона. Это не более чем территория мрачного противостояния предоставленных себе подростков, которых интересует только самоутверждение и лидерство. Жестокий, агрессивный и бескомпромиссный, фильм Тоёды одновременно обращается к теме внутреннего мира подростка, находя новые художественные средства для выражения человеческого одиночества.
8 из 10