«Не бойся, Фанни. Твоё прошлое – твой скелет, который идёт позади тебя. Твоё будущее – единственное, что идёт впереди тебя. Оба никогда тебя не оставят, но иногда, иногда они захотят с тобой поговорить. Они скажут тебе, чтобы ты присела и передохнула, они предложат тебе напиток и будут обещать всё, что ты пожелаешь. Но не слушай их, иди вперёд, всегда вперед и не носи часы. Они будут напоминать тебе, который час, они всегда будут показывать тебе одно и то же время. Ты меня понимаешь?»
В качестве кино на вечер меня вчера поджидал любимый немецкий кинематограф с мелодраматичной притчей пост-социалистической эпохи «Никто меня не любит», снятой в далеком аж 1994 году. Мне кажется, русскому зрителю общее чернушное и декадентское настроение фильма из 90х должно быть более, чем близко. Декорациями здесь – непонятное, мистическое время раздрая, нищеты и свободы да стремная панельная высотка-почти-коммуналка с жильцами разной степени фриковатости. Главная героиня своим соседям, к слову, ни в чем не уступает: работает в зоне досмотра в аэропорту, носит одежду с черепами и даже периодически спит в гробу (собственноручно, между прочим, изготовленном) но ничто девичье ей вовсе не чуждо. Она, как и многие (да что уж – все) женщины, неустроившие свою личную жизнь к 30, мечется между подзаевшим одиночеством, тикающими часиками и нежеланием (уже) кого-то впечатлять. В общем, ей 29 и ее никто не любит.
Для адекватного восприятия картины надо лишь постоянно напоминать себе, что это именно притча, условный сказ, не стоит ждать от нее реалистичности. Я не была до конца уверена, что это так, поэтому первую половину фильма восприняла как чистое недоразумение. Но потом, потом это кино меня удивило. а может, просто оказалось созвучно моим мыслям: любовь беспола (не угадали, в центре сюжета вполне себе гетеро отношения, хотя и однополые тоже будут по касательной), смысл в другом: единение душ. Есть ли пол у души? Важен ли пол или ориентация для любви человека к человеку? Думаю, ответ очевиден, но мы иногда зацикливаемся именно на супружестве, тогда как у любви есть куда большее многообразие форм. Одна из самых драгоценных из них называется дружба.
А в более широком социальном контексте это кино о нон-конформистах, мечтателях, но не таких пафосных и наэлектризованных сексом как у Бертолуччи.
И оттого еще более очаровательных.