Safety Last!Очень редкий фильм так знаменит одним своим эпизодом, как «БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕНИЖЕ ВСЕГО» (1923) сценой взбирания Гарольда Ллойда по фасаду многоэтажного здания. Справедливости ради заметим, что длится она более 15 минут, что делит всю немую комедию на две неравные части. Первый (длинный) акт – это милая, местами остроумная история простого парня (которого так все и кличут, ????????????), сражающегося за место под солнцем в виде прилавка магазина тканей. Заключительная четверть – череда сногсшибательных гэгов с гениальной кульминацией, ода дерзости «ревущих двадцатых», триумф синематографа как молодого вида искусства.
Итак, «штурм» небоскрёба стартует в два часа пополудни по местному времени. Согласно замыслу, взлезать должен был знакомый монтажник-высотник, но того преследует полицейский, посему он просит Ллойда добраться до второго этажа, где он его сменит. Естественно, новый план идёт прахом, наш субтильный герой вынужден взбираться всё выше и выше самостоятельно, невзирая на самые изобретательные препятствия на пути к вершине: его атакуют голуби, собака, мышь, вываливающиеся из окон предметы и предательски рассыпавшийся циферблат часов. Всё это снято, как говорится, без дураков – никаких комбинированных съёмок и нарисованных задников! – в темпе реального времени, что и сейчас смотрится превосходно, а сто лет назад, наверное, просто сражало публику наповал головокружительным сплетением смеха и сопереживания. Несть числу повторений центрального трюка в последующем кино: один Джеки Чан висел на стрелках часов минимум дважды, но самый классический оммаж принадлежит «Доку» Кристофера Ллойда из «Назад в будущее» (кому же ещё, с такой-то фамилией!).
Конечно, за истекший век о столь легендарном фильме сказано уже предостаточно, но вставим и свои пять евроцентов. Смысл пресловутого восхождения – в рекламной акции магазина, в котором работает наш герой (расположенном в том же здании). Идею предложил сам Ллойд и она, если вдуматься, почти безумна – подъём без страховки чреват гибелью и самого «артиста», и зрителей под ним. К чести инноватора, этот смертельный номер он сам в итоге и исполнил. Всем авторам чересчур оригинальных маркетинговых кампаний на заметку!
P.S. К слову, и самые первые кадры (после титров) восхитительны в своей ироничности: авторы словно подмигивают нам, мол, смейтесь в удовольствие, но неизвестно, кто посмеётся последним...