Шесть женщин заперли триста евреек в церкви и позволили им сгореть заживо, что тут понимать?! (с)Первое и главное. В фильме есть прекрасная Кейт Уинслет, что говорит о том, что фильм точно небезнадежен. В этом фильме она — Ханна Шмидс, женщина без души, точнее с выжженной душой.
Главная героиня заводит роман с 15-летним Майклом, который без памяти в нее влюбляется и начинает читать ей книги ("Даму с собачкой», «Войну и мир», «Одиссею»). Она словно оживает с появлением в ее жизни этого мальчика, он дарит ей настоящие эмоции, радость, новые смыслы, словно светом озаряется темная комната. Но, рано или поздно, гармонии и счастью приходит конец. В этом, безусловно, есть вина самой Ханны, не привыкшей слушать и слышать других людей, абсолютно лишенной эмпатии. Она не умеет приспосабливаться, она не привыкла отдавать. Новым поворотом в ее странной жизни становится новая работа. Ханна уезжает из квартиры в неизвестном направлении. Она выбирает путь зла, становясь охранницей в лагере для немецких политзаключенных.
У меня Ханна вызывает не жалость, а отвращение. У нее была жизнь «степного волка», не сделавшего ничего хорошего и доброго, не открывшегося по-настоящему ни перед кем.
Да, это тонкий режиссерский ход — сделать Ханну безграмотной (она не умеет ни читать, ни писать). И героиня уже вырастает в некий символ. Символ фашистской Германии, слепой, тупой, бездарной, сжигающей книги, уничтожающей все вокруг.
Мысль проста, как все гениальное.
Спасибо режиссеру. Очень неоднозначные впечатления. Такие фильмы должны быть…