Кто же ты такая Ханна Шмиц?Кто же ты такая Ханна Шмиц?
Ее жизнь могла быть счастливой и беззаботной; абсолютно все могло быть по-другому, но, так сложилось, и жила она не в то время. Разве Ханна Шмиц особенная? Вовсе нет, совсем нет. Она вполне может быть твоей соседкой, или просто любой женщиной из серой толпы людей, проносящихся по улицам. Любой человек многогранен: в нем есть и ангел, и демон.
Кто для нас Ханна Шмиц вначале? Это добрая женщина, которая не прошла мимо страдающего человека, которая помогла ему. Она просто и легко держится. Что происходит затем? Ею овладевает страсть? Сиюминутное влечение? Или быть может, она просто плывет по течению, по которому ее направляет жизнь? Она одинока, а тут появляется «Малыш», молодой, пылкий и страстный, способный развеять скуку серых дней. И даже более, способный приоткрыть завесу таинства книг: способный отправится с ней в головокружительные путешествия по их страницам. Или может просто, он не стал ее ни о чем расспрашивать, ни о чем из ее прошлого? Ханна трудолюбива и серьезно относится к своей работе, ей дают повышение, но оно ее совсем не радует, даже больше — оно ее даже пугает. Почему?
Она уходит. Она бросает «Малыша». Почему? Он страдает, ведь он отказывался от всего ради нее. Она была важнее друзей и родных, а она просто ушла. Кто же она после этого? Для кого так было лучше, для нее или для него? Невозможная любовь? Или просто стихла страсть, и «Малыш» ей наскучил? Понимает ли Ханна, что сотворила она с жизнью бедного мальчика?
Где же он увидит ее вновь? Официанткой в кафе, или может гуляющей в парке с парой своих ребятишек, ведь должны же «Малыш» и Ханна встретится вновь. Не угадали, ее он увидит в суде, на скамье подсудимых. Но как? Что она могла натворить? В ней же нет ничего особенного, она просто одна из огромной серой массы людей. Оказывается, могла. Сказывается время, в котором она жила, военное время, время концлагерей, время о котором, все так старательно пытаются не думать. Ей предложили хорошую работу: быть надзирательницей в концлагере, уйти с завода. Она трудолюбива и добросовестно исполняла все, что ей поручали, только и всего, а теперь ее судят за это. Судят за то, о чем она и не вспоминала до суда. «Неужели мне надо было остаться на заводе?»- спросит она у судьи. Для нее все просто: была работа, и были приказы, которые нужно было выполнять. На суде нужно объяснять такие простые вещи, как то, что нужно было отправлять еженедельно людей на смерть, потому что приходили новые; то, что во время пожара нельзя было выпускать людей из церкви, потому что началась бы суматоха и неразбериха, с которой надзирательницы не смогли бы справиться, хотя должны. Что для нее просто, у других вызывает шок. Она не пытается себя выгородить, единственное, в чем она винит себя, в чем ей стыдно признаться, — это в своей неграмотности. Все остальное она готова принять и вынести.
Кто же ты такая Ханна Шмиц?
Ты безвольная служка? Ты глупа и бессердечна? Нет, нет и нет. Этот фильм показывает человеческую натуру со всех ее сторон. Ханна Шмиц живой человек, сотканный из противоречивых сущностей. Как старательно она всегда мылась и мыла «Малыша», — будто смывала прошлое, смывала все назойливые мысли и думы. Живи она в мирное время, Ханна бы вряд стала причиной стольких исковерканных или вовсе оборванных жизней. А так… Жизнь подносила ей слишком сложные дилеммы, к которым она не была готова и выбирала самое простое.
А что же Михаэль, что же «Малыш»? Его жизнь это какие-то разрозненные куски, неумело склеенные воедино. Само построение фильма усиливает такое впечатления. Почему он не спас Ханну во время суда? Побоялся показать, что знаком с преступницей? Или может рана, которая так и не зажила, стала кровоточить сильнее, и Михаэль решил отомстить Ханне? Или он просто сам не мог понять, кто такая Ханна Шмиц, быть может, она заслуживает своего наказания? Он ведь думал, что знал ее. А она так о многом умолчала…
Да, для меня это действительно сильный и интересный фильм. Он говорит о важном, его герои необычны тем, настолько они пугающе реальны. Конечно, это заслуга превосходной игры актеров, воплотивших такие сложные, многогранные образы. Никто другой как Кейт Уинслет и Рэйф Файнс с такой задачей бы и не справились. «Чтец» ведет диалог со зрителем, он вновь и вновь задает ему вопросы, таящие в себе ответ. Но у каждого, кто посмотрит эту кинокартину, ответы на них будут свои, потому что каждый по-своему поймет героев, прочувствует время повествования. Для меня основополагающим является лишь один вопрос:
Кто же ты такая Ханна Шмиц?
10 из 10