Фильм на тему плотской страсти при большой разнице в возрасте. Он — неопытный юнец-школьник; она — намного старше его, но ещё относительно молодая женщина, которая хранит внутри себя некую тёмную тайну…
Надо сказать, что персонаж Кейт Уинслет получился в чём-то интересным, по крайней мере, у него чувствуется характер. И это при том, что Кейт просто чудовищно нефотогеничный человек, особенно когда начинает плакать, так что любая её успешная роль воспринимается не иначе как актёрский триумф! Возможно, именно поэтому ей удалось отхватить за свою роль целый Оскар. Но честно говоря, то, что главную роль доверили именно ей, может быть воспринято с изрядной долей скепсиса — как-то сложновато её представить в эротическом образе любовницы, да ещё многоопытной, в отличии от той же Моники Белуччи в роли Малены, которая ей действительно идёт. Но в этом фильме Уинслет действительно постаралась на славу (в меру своих возможностей, разумеется) и именно в эротических эпизодах. Сцены любви выглядят очень желанными, естественными и, самое главное, романтичными. Ничего подобного нельзя было бы увидеть, скажем, в годах 70-х или 80-х. Всё-таки современная эротика совсем другая, нежели та, что была прежде. То ли люди изменились, то ли снимать стали по-другому (скорее всего, и то, и другое), но постельные сцены стали действительно реалистичнее, честнее и, что называется, «ближе к телу». Да и тематика фильма способствует именно романтике, нежели разврату — даже максимально возвышенная история о «Лолите», когда большая разница в возрасте оказывается именно в пользу мужика, всё ещё воспринимается как педофилия, извращение и пошлость. Другое дело, когда старшей является женщина: её жалеешь, ей сочувствуешь, за пацана радуешься — рай, одним словом!
Всего этого невозможно было бы достигнуть без прекрасной работы художника-постановщика. Кадр — в особенности в квартире Ханны Шмитц — выглядит изумительно, насыщенно, но не чрезмерно, чем создаётся прекрасная уютная атмосфера, из которой не хочется уходить.
А вот всё остальное вызывает ряд вопросов и, прежде всего, персонажи. Если Кейт Уинслет ещё можно простить её природную некиногеничность за счёт красивых эротических сцен, то персонаж Рэйфа Файнца смотрится гораздо более статично. Не совсем понятно, почему был приглашён именно он? У этого парня были отменные роли в кино, в том же
«Списке Шиндлера», но здесь, видимо, было не так важно, кого именно звать. На его месте мог бы быть кто угодно: тот же (Леонардо ди Каприо… шутка!) Лиам Нисон или Майкл Фассбендер.
Вообще, поведение главного героя вызывает лёгкое (а точнее, сильное) недоумение. Нас упорно убеждают, что он всегда любил свою первую женщину… но при этом никак не поспособствовал облегчению её участи, хотя возможностей для этого было предостаточно. Вместо этого, он решил сохранить отношения с ней как грязный секрет, который пронёс через всю жизнь, в течении которой преспокойно сидел на заднице, продолжая типа «любить-и-страдать», бубня в микрофон и рассылая аудиокнижки, пока объект его вожделений томился в застенках. Половину экранного времени главный герой ведёт себя как трусливый мерзавец, то откровенно кидая свою «возлюбленную», то вдруг заявляясь с цветами. Возникает впечатление, что вся эта возвышенная мелодрама была лишь для того, чтобы этот дегенеративный аккуратист мог разглагольствовать на её руинах, не делая при этом никаких выводов и не нащупывая ни малейших точек духовного роста. Пустота. Ни о чём.
Другие персонажи фильма вызывают не меньшее недоумение, но не потому, что делают что-то дурное или странное, а потому, что они вообще есть. Осталось непонятным назначение персонажа дочери — для чего она здесь? Никакой смысловой нагрузки этот персонаж не несёт и сюжет фильма принципиально не изменился бы, даже если из него выкинуть вообще всех членов семьи Михаэля, именно потому, что сказать-то им главному герою и нечего.
Что касается фигуры профессора, то это тот ещё кадр. Очень напоминает персонификацию самого режиссёра — весь фильм только мямлит и задаёт поверхностные вопросы, словно он не профессор юриспруденции, а заштатный психотерапевт. И это при том, что Бруно Ганц классный актёр! Я ожидал от его роли много больше, чем постоянные вопросы о том,
«что вы ощутили, что вы подумали и что вы намерены делать?». Уж профессор-то мог бы выдать пару тройку умных моральных мыслей, но нет — вместо этого он сам откровенно признаёт, что
«современное общество основано не на морали, а на законах». Опять пустота.
В общем, сплошные дыры и белые пятна. Драматической истории любви здесь не получилось — слишком много пустых рандомных людей, наличие которых сомнительно и ни к чему не приводит. Но эротика всё же окупает, и наблюдать её в исполнении страшненькой Кейт Уинслет было интересно.