Фильм заканчивается фразой «одна женщина помогла мне...». Мог ли режиссёр позволить себе закончить так случайно?Фильм заканчивается фразой «одна женщина помогла мне...». Мог ли режиссёр позволить себе закончить так случайно?
Допустим нет. Чем же Ханна помогла герою, очевидно разрушив его не успев начавшуюся жизнь (?) Причинив ему столько неудобства, разочарований, боли, стыда, сомнений, сожалений, предопределив будущее и даже его конец, изъяв из него фрагменты свободы (?)
Мальчик в начале фильма говорит: «мы всегда делаем только так, как хочешь ты». После этого следует поцелуй – аллегория попытки проявить участие в сценарии отношений. Этот поцелуй – первый и последний шаг героя не по направлению движения Ханны, но по направлению к ней самой.
Думаю им он рассказывает то главное о себе, что хотел бы, чтобы она знала. Ведь докадром режиссёр показывает через протест протагониста что он хочет, чтобы Ханна узнала больше о нём. В этом поцелуе собрано всё, что юноша на самом деле хочет ей рассказать. Именно так заявляя и о своём возрасте, ведь в тот день он становится на год старше. Он будто говорит ей: я стремлюсь к тебе всем, что у меня есть и тем, чего могу достичь рядом с тобой.
Он сообщает о своей внезапно обнаруженной способности. Отныне всё ради неё. Ради неё он и молчит в суде, обрекая себя, а не её. Для неё лишь делая так как она хочет.
«Не важно что мы чувствуем» – говорит профессор – «...важно что мы делаем». Но для Михаэля всегда были важны лишь чувства. Я думаю на юридический он поступил в противопоставление этому, возможно, чтобы научиться жить иначе. Но так и не сумев или попробовав, но выбрав как раз иное.
Холодность же, о которой говорит дочь героя и которую мы замечаем в фильме по отношению ко всему миру, кроме мира Ханны, сообщает нам о том, на какие тёплые и сильные чувства герой способен, но как он умеет их сохранить лишь для одной женщины в мире. При этом продолжая в этом мире существовать. Внешне играя по общим правилам – заводя друзей, отношения, затем жену, семью, карьеру...
Так чем же помогла Ханна герою если по очевидным фрагментам жизни она лишь забрала у него сценарии её развития?
Это самый главный вопрос – если верить режиссёру и не случайность последней фразы, то Ханна спасла его от этих постулатов. Спасла Микаэля в подворотне не от скарлатины (хоть он и провёл несколько месяцев в скучной постели, «не имея возможности даже читать книги»), а от скучной жизни по форме тех (да и этих) лет. От праздного существования, пустых развлечений, ненужного и не важного загара, но дав единственное на самом деле ценное. Потому, что только любовь – (каждый раз в новой форме) имеет значение.
Мальчик в начале истории своей одеждой, манерой, движениями рассказывает зрителю о том, что уготовано ему. А далее уголь на его лице вносит сначала изменения в картине мира, а далее и предопределяя её, но полную сюрпризов «Я не хочу знать что будет дальше», «Я думал ты любишь сюрпризы» – вот от чего Ханна спасла его.
Желание продать коллекцию марок ради картошки с пивом – это выбор и жизнь, а не хранить их вечно под слоем толстой светонепроницаемой кальки.