Очередной камерный фильм про трагедию мужчины и женщины, не ставший от своей очередности плохим.Стивен Далдри известен своими драмами, снятыми в не совсем традиционном стиле. Если в «Билли Элиоте» он взялся доказывать мужественность профессии танцовщика балета, а в «Часах» нетрадиционно посмотрел на внутренний мир трех женщин, то в «Чтеце», как пишет критика, рассматривается драма «Женщина и Холокост». В Европе, видимо, не особо заморачивающейся на тему жертв нацизма в целом, особенно нервно реагируют на тему с евреями.
Фильм все ж таки посложнее, пошире и не про Холокост, а про тех, кто стал жертвой системы, будучи исполнителем. А это тема личной ответственности человека. О способности осознать свой истинный грех, а не мнимый. И о том, как же мало продвинулось общество в своем умении судить. Причем судить справедливо и по «гамбургскому счету».
Самый страшный грех героини заключался в ее неумении… и неумении сказать о своем неумении. В остальном она взяла на себя гораздо больше, чем заслуживала. Во многом этот смелый вывод обусловлен действительно великолепной игрой Кейт Уинслет. Паузы в трагические моменты судьбы ее героини достойны восхищения — в них и растерянность, и сила, и стыд, и гордыня. Отдельного упоминания заслуживают любовные сцены. Давно не было актрисы, которая без комплексов, но не ради показухи, демонстрирует свое тело. И это очень эротично и отнюдь не бессмысленно. Работа с актерами — вообще фирменный знак Далдри.
Наконец, для нас особенно приятно (отчасти и неприятно), что особую роль в «Чтеце» играет «Дама с собачкой» Чехова. Смотрите и узнаете, какую.
9 из 10