Мораль и право.Едва ли не главная мысль фильма, главная дилемма общества, балансирующая в амплитудах мировоззрений. К этой теме восходили классики. Об этом писал Толстой в «Воскресении», намекая на смену устоявшихся принципов. Как должно продвинуться общество, чтобы попытаться правильно изменить прагматичность несовершенных законов? Исправляет ли человека тюрьма? Какова должна быть природа помыслов человеческих? И каков должен быть духовный и умственный уровень, чтобы говорить о гармоничном сплетении возвышенного и земного? Глобальные проблемы кажутся извечными, но не перестают быть актуальными.
Сейчас, после просмотра, понимаешь как всё неоднозначно. Я очень благодарен создателям фильма за то, что пробудили во мне эти вопросы. Заставили меня, как зрителя, посмотреть на тему Холокоста под другим углом.
Ты изначально один, но даже если есть друг,
Он не увидит всех бед на ладонях твоих рук…
(А. В. Лысиков, более известный как «Дельфин»)
И всё же как поразительно некоторые люди влияют на нас. Как мы можем быть одиноки и в то же время не одиноки благодаря им. Юношеская любовь, которая так сильна, чтобы забыть. Так сильна, чтобы повлиять в корне на всю оставшуюся жизнь. Именно это волнующее, снова пробудившееся чувство заставляет Михаэля во время суда пытаться понять, казалось бы, и так понятные вещи. Только он готов смотреть на Ханну иначе, нежели остальные. Но «представь себе, что человек сознательно губит себя, а ты можешь его спасти, — стал бы ты его спасать?..» Выбор не кажется таким простым в данном случае. Я задумался сначала, почему он решил не давать показаний в пользу Ханны, он же один знал правду. И только немного погодя понял, а ведь это то, когда спасение в контексте закона не спасает человека в душевном плане, на уровне совести. Ведь кто, как не Михаэль чувствовал (хотя вряд ли понимал) Ханну, как человека, пытался осознать в тот момент каково жить, переживая снова и снова всё содеянное. А весь драматизм в том, что раскаяние в данном случае, даже чистосердечное, не даёт успокоения.
Здесь встаёт ещё одна проблема, не каждый из подсудимых терзаем угрызениями совести. Спасается за спиной нанятого адвоката. Мы говорим о правосудии, и пока мы правы, осознавая несовершенность продажного мира, природы человеческой натуры.
Понять, значит простить. Но как понять? А ещё больше — оправдать? Не эти ли мысли беспокоят Михаэля, делают его в конце концов несколько отчуждённым в момент встречи через 20 лет, но в то же время вопреки всему оставляют настоящим преданным другом. А эта долгая связь двух людей невероятным образом проходит через книги, через таинство чтения, не оставляя места для бытовых банальностей.
Игра актёров в фильме достойна наивысших похвал. Преклоняю голову перед невероятно сложной, глубоко эмоциональной работой Кейт Уинслет, как выдающейся драматической актрисы. И стоит ли спорить о заслуженности всех полученных наград, если представить каких сил стоило пропустить через себя такой образ. Это редкий момент, когда при таком сильном воздействии картины не хочется рукоплескать, а просто молча быть благодарным такому Таланту, такому Искусству! Это фильм, о котором лучше вдумчиво молчать, чем много говорить…
10 из 10