«Общество опирается на законы, а не на мораль.»Фильм 'Чтец' вызвал глубокие мысли и переживания.
В основу фильма заложен сюжет о суде над надзирательницами фашистских концлагерей.«Общество опирается на законы, а не на мораль» - слова профессора из фильма подчёркивают это.
Есть в фильме и другая линия. Линия не любви, как многим может показаться, ввиду наличия эротических сцен, а линия взаимопроникновения судеб. Линия влияния людей друг на друга, духовного роста. Как может человек меняться в течении жизни и какие обстоятельства могут ему в этом способствовать. Это в фильме и показано.
В фильме 2 центральных героя: Ханна и Михаэль. Их встреча и недолгие близкие отношения сильно повлияли, в первую очередь, на жизнь Михаэля. По сути, всю жизнь он прожил для Ханны, почти все его мысли и деяния касались её. Это есть следствие того, что Ханна во многом была сильнее. Ханна была волевой, гордой, целеустремлённой женщиной. Она жила пока видела цель: научиться читать и писать. И ушла из жизни, когда добилась этой цели.
В фильме не показано детство Ханны. Я не читал книгу, возможно так задумано автором, но если это не так, то режиссёр допустил этим серьёзный просчёт. Потому, что непонятно чем вызвано стремление Ханны так цепляться за выживание: 'вы считаете, что мне не стоило уходить с завода?»
Ханна жила одна, но стремилась к развитию в том плане, что училась если представлялась такая возможность. Она надеялась заполнить душевную пустоту переживаниями героев из книг. Переживания других раскрывали часть её потенциала Духа/Души.
Ханна и Михаэль были по сути очень разными. Основное их различие состояло в том, что Михаэль был более привязан к социуму, зомбирован им. В нём было больше стереотипов, - и тут видна роль детства. Он даже в конце осудил Ханну: поверхностно, не понимая истинных причин подобных поступков. Не понимая, что причина стремления выжить любым способом - в самом социуме. В негативном влиянии системы на сознание каждого человека.
Однако, в Михаэле внутренне прослеживается стремление к Свету. Душа рвётся, но в тоже время натыкается на огромную стену рассудка. Такое ощущение, что он не мог свободно двигаться, будто был привязан к горе сотнями цепей, подобно Прометею.
В отношениях Ханны и Михаэля, по моему мнению, не было Любви ( с большой буквы! ) Это подтверждает эпизод: когда он спросил любит ли она его, Ханна нахмурилась в недоумении - она даже не задумывалась об этом потому, что крутилась как белка в колесе; её целью было выжить и научиться тому, что этому может способствовать.
Вначале, у Ханны была жалость к попавшему в беду мальчику, потом расчёт использовать Михаэля в качестве учителя, как она это уже делала с заключёнными. Ей не нужен был секс как Михаэлю. Она могла прожить и без него, а он - нет. В этом отношении она была его на голову выше. И тут дело не в возрасте, а скорее в отличие женского внутреннего мира от мужского в целом.
С годами Михаэль стал повторять путь Ханны: углубился в себя, но на своём уровне. Он чувствовал, что те женщины, которые ему встречались, не идут ни в какое сравнение с Ханной в духовном плане. В Ханне было то, чего ему не хватало и в тоже время зёрна этого уже были в нём: мудрость и глубина, возможно что неосознанная.
Поэтому он так к ней тянулся. Однако, она не только притягивала, но и отталкивала. Ханна и сама долго не могла понять причину такой двойственности в себе. И очень больно было ей, когда при встрече в тюрьме он даже не обнял её. Это событие, на мой взгляд, стало причиной её самоубийства. Для меня этот момент был самый болезненным в фильме в плане переживаний. Из него так и не ушла обида. Даже не на неё,а на всю эту 'историю' в целом. Он бы хотел вернуть время назад и изменить выбор, но не решался. Так и не сумел он полностью преодолеть этот ступор, вызванный, по-видимому, природной мягкостью.
Странно, что в фильме дали только намёк на их расставание. Считаю это большим упущением автора/режиссёра.
Очень важным моментом, характеризующим Михаэля, а также основную проблему, поставленную фильмом, был его диалог с дочерью выжившей. Эта достаточно сильная женщина не смогла по-настоящему услышать и понять его. Её почти окаменевшее Сердце смогло частично оттаять лишь благодаря коробочке Ханны, которая напомнила ей о положительном в её детстве.
В целом, фильм заставляет задуматься над определёнными вопросами под общее тоскливое настроение. А именно: «как же новому поколению не повторить ошибки старого» (слова профессора из фильма). И правда - в жизни людей многое повторяется. Именно из такого расчёта Михаэль рассказывал историю о Ханне.
9 из 10