Однажды ты примешь решение, с которым будешь жить всю жизнь.На первый взгляд, совершенно не оригинальная история — любовь мальчика и взрослой женщины. Я не ждала от нее чего-то достойного, способного удивить, но ошиблась: у фильма оказалось двойное дно. Будто кто-то слой за слоем стирал со стены штукатурку, обнажая старинную фреску драматизма, доведенного до трагедии. Что-то хватает тебя на первых минутах за шкирку и тянет через весь фильм, и ты надеешься, что финал будет хэппиэндовским, хотя понимаешь — нет, это кино иного уровня. Высокого.
Так о чем этот фильм? О любви? Да. О возмездии? Несомненно. Об одиночестве? Конечно. О предательстве? Разумеется. О преемственности поколений? И это тоже. Он — как дом, сложенный из человеческих эмоций — вроде, все есть: и пол, и стены, и крыша… Вот только жить в таком доме нельзя — в нем сквозит разрушением и болью. На протяжении двух часов мы живем жизнью героев. Немолодая немка Ханна, работающая кондуктором трамвая. Пятнадцатилетний ученик гимназии Михаэль. Случайная встреча, перевернувшая их мир. Она помогла заболевшему, обессилевшему мальчику, проводила до дома. Он вернулся через три месяца, когда поправился, потому что впервые в жизни полюбил. Они согревались возле друг друга — одинокие, полные до глубины души своей тайной страстью. Но идет время, Ханна уезжает, не сказав куда, Михаэль взрослеет, учится на юриста. И однажды они снова встречаются. Вот тут-то и начинается настоящая трагедия, когда Михаэль узнает, кем во время войны была его бывшая возлюбленная. Он встает перед выбором — спасти или нет, и никто за него это решение не примет. Потом я все время задавала себя вопрос: а как сложилась бы его жизнь, если бы тогда на суде Михаэль принял другое решение? Помните, что сказал ему преподаватель перед вердиктом судей? «Если ваше поколение не извлечет ошибок моего поколения, то зачем все это нужно?»
Эротические сцены, на мой взгляд, вполне целомудренны, в них нет животной похоти, они как картины Курбе или Модильяни — просто смотришь на счастливых людей.
Многогранный, психологический фильм, который нельзя смотреть «на скорую руку». Однако все-таки мне чего-то в нем не хватило. Самую малость. Может быть, взрослого Михаэля?
9 из 10