Фильм, снятый по роману Бернхарда Шлинка (кстати, буквально на днях я имел счастье видеть телеинтервью Шлинка в очередной страноведческой передаче Познера — на этот раз про Германию) вводит в кинематограф не настолько распространенную тему, как женский нацизм/фашизм. Согласитесь, более известны подобные фильм, где главными героями или злодеями выступают мужчины. А тут — женщина. Странная и сильная, загадочная и жесткая, несчастная и одинокая.
А вот в романе женщины и мальчика нет ничего нового, однако показано это довольно ново и свежо. При всей откровенности некоторых сцен (тут нужно отдать должное Давиду Кроссу — не каждый в 18 лет снимется в таком кино и сделает это так уверенно и сильно) нет чрезмерной пошлости, у зрителя ни на секунду не возникает чувства гадливости, отвращения, испуга.
Во время просмотра этой картины у меня из головы не выходили два произведения русской литературы —
повесть А. К. Толстого «Гадюка» и
роман Л. Н. Толстого «Воскресение». Ханна Шмиц (героиня Кейт Уинслет) — волевая, гордая, независимая, живучая, замкнутая и мрачноватая прочно связалась в моем сознании с главной героиней «Гадюки». А поступок Михаэля Берга (не буду спойлерить, да и без того понятно, о чем речь) явственно напомнил мне поведение героя «Воскресения» Нехлюдова, который нашел в себе силы исправить содеянное им. Берг же отвернулся от любимой…
«Чтец» поднимает очень важные вопросы и проблемы: о содеянном и расплате за содеянное, о принятии наказания и покаянии, о близости двух людей, о верности, целеустремленности.
Фильм очень хорош. При случае обязательно обзаведусь книжкой.
Единственное, что мне не очень понравилось — грим. Постаревшая мать Михаэля, сам Михаэль (Рэйф Файнс не меняется с течением времени) и Ханна. Выглядит, увы, не слишком убедительно.
И, наконец, для выставления высшей оценки мне не хватило эмоций. Мне не хватило надрыва. Здесь есть сухая боль, сухое одиночество, сухая грусть. Увы, здесь моим слезам негде было пролиться.
9 из 10